Как научно-фантастические антиутопии заставляют нас бояться технологий
Новости показывают нам мрачную картину мира. Все шире распространяется эпидемия лихорадки Эбола — болезни, от которой пока нет лечения, а уровень смертности от нее составляет более 90%. Россия готова вторгнуться в Украину. Исламские фанатики в Ираке захватывают все новые территории. Мы приближаемся к перенаселению планеты, стабильности климата угрожает глобальное потепление, а стабильности мировой экономики — скорая нехватка нефти
Кажется, что только качественный скачок в технологическом развитии способен помочь человечеству. Но и технологии кажется обывателям чем-то страшным: взять хотя бы истерию вокруг ГМО.
Культуру инноваций во многом формирует научная фантастика. Компьютерные датчики, электронная бумага, электронные СМИ, клонирование, интерактивное телевидение, дистанционное управление — все это сначала появилось в книгах писателей-фантастов. Вряд ли существует какое-то изобретение, которое не присутствовало бы в литературе, прежде, чес получить физическое воплощение.
Саймон Лэйк, один из первых создателей подводных лодок (построивший, кстати, первую свою подлодку для российского флота), назвал Жюля Верна «генеральным директором» своей жизни. За 12 лет до запуска первого спутника Артур Кларк уже описывал в своих произведениях спутниковую связь. Подобные параллели можно найти и с мобильными телефонами, и с компьютерами. На протяжении веков мы видели как искусство и техника идут рука об руку.
Ну, и что мы должны почерпнуть из «Голодных игр»?
Антиутопия, это, конечно, уважаемый жанр, но в последние десятилетия его популярность возросла неимоверно. Человечество фанатеет от сошедших с ума суперкомпьютеров, неправильно использованных нанотехнологий и смертельно опасных вирусов.
Помимо критики технологий, в моду входят нападения на природу человека как такового. «Дорога» Кормика Маккарти, получившая Пулитцеровскую премию, — это 287 страниц текста про людей, бредущих по унылому ландшафту и пожирающих друг друга. Опре Уинфри понравилось.
«Одна из важнейших ролей научной фантастики — это подготавливать людей безболезненно принимать будущее и поощрять гибкость ума», писал Артур Кларк. Фантастика позволяла нам переходить из прошлого в будущее легко и играючи. Она давала нам вдохновение.
Но сейчас кошмар антиутопии главенствует в литературе. Во все времена научный прогресс встречали луддиты, ломающие новые машины, но сегодня они впервые становятся большинством. И сейчас нам нужен герой. Герой, который победит созданные нами страхи. Который поставит искусственный интеллект, ядерную энергетику и биотехнологии на место — на то место, где они снова станут помощниками человека.
Это хорошая идея для старта молодого писателя — сейчас в моде пессимизм, а, значит, оптимизм — это контркультура и способ выделиться из толпы. Гением сегодня назовут того, кто поможет людям вновь научиться мечтать.