Smart TV и консоли: противостояние длиною в жизнь
Когда телевидение - это больше, чем просто телевизор
Есть такой известный анекдот: что общего между пивной открывашкой и Nokia 1110, которая имеет фонарик? Обеими реально открыть бутылку! Однако тут есть и серьезная сторона. Оба устройства отличаются многофункциональностью. Все подобные девайсы вроде курток-перевертышей, ножей с множеством кнопок и насадок, часов с калькулятором создаются с главной целью – упрощать жизнь пользователя и помочь как можно меньше времени тратить на настройку. Да и мало кто поспорит с тем, что одно устройство с множеством функций лучше, чем несколько девайсов, которые делают только что-то одно.
Многие спросят: при чем тут телевизоры? Все очень просто. Они тоже давно перестали быть однородным девайсом, который находится в гостиной каждого дома. Медленно, но уверенно телевизоры прошли путь от медиакомбайна и смартфона до своей последней разновидности. Речь идет о нашумевшей будущей премьере в мире коммуникаций, об устройствах, которые полноценно будут работать на платформе Android TV, но при этом будут оставаться качественными телевизорами. Продажи таких новинок стартуют совсем скоро, а мы все еще знаем о них немного.
Мы живем в то время, когда холодильники имеют доступ к интернету и могут сами заказывать продукты из магазина, а утюги — настраивать режим глажки. Поэтому в такую эпоху подобные новости воспринимаются нормально и даже так, будто они немного запоздали. В связи с этим, в ожидании этого «лучше поздно, чем никогда» особенно интересно проследить путь, который прошли телевизоры в истории. Это поможет понять, куда он ведет и чего ожидать от новых изменений. Ведь в отличие от сказок, тут изменения происходят не по щелчку пальцев.
Может показаться странным, но первые попытки скрестить телевизор и какое-то другое устройство были предприняты давно. Это случилось в далеком 1976 году, а первооткрывателем была компания Magnavox, которую некоторые могут помнить по выпуску консоли Odyssey. В комплекте с Magnavox TV Model 4305 шел не только сам телевизор, но и различные контроллеры. Впрочем, на вид это была громоздкая и даже жутковатая махина, как и все телевизоры того времени.
Однако здесь имелась заветная кнопка на лицевой панели, нажав которую, с легкостью можно было перейти от просмотра мыльной оперы к игре в тетрис. К сожалению, проект провалился и остался практически забытым. Но он дал людям толчок: пожалуй, нет ничего лучше, чем совместить телевизор и приставку. Главное – прецедент был создан, а за ним потянулись и другие попытки сделать идеальное устройство для просмотра программ и игр.
Следующий шаг предприняла Япония. Там на рынок попали телевизоры Sharp Nintendo Television и Pioneer SEED, которые имели встроенные различные модификации консоли SEGA. Случилось это в 1983 году. Эти телевизоры учли ошибки прошлого, поэтому имели разъемы под картриджи. Однако они продолжали работать в двух режимах, и самое главное: даже старшее поколение в наших широтах ничего не слышало об этих устройствах. Почему? Они так и не вышли за пределы японского рынка – такие уж культурные особенности.
Далее следовало непонятное затишье. Казалось бы, в пик популярности игровых приставок, когда компьютеры еще не вошли так уверенно в наши жизни, подобные «расширенные» телевизоры должны были появляться один за другим. Но следующая попытка произошла только в 2000 году. На рынок вышло устройство Dreamcast Divers 2000 CX-1. Про этот девайс нельзя было сказать, что перед нами простой гибрид телевизора и приставки, ведь тут была и клавиатура, и камера, и джойстики. Также телевизор имел операционную систему Windows CE, которая позволяла выходить на просторы интернета и делать что-то вроде примитивных звонков. Браузер нового поколения Dream Passport 3 позволял также слушать музыку и даже качать фильмы и игры в виде образов для SEGA. Можно сказать, что это был настоящий рывок в будущее.
Возможно, история на этом бы и закончилась, но в 2010 году компания Sony не пожелала отправлять в утилизацию нераспроданные PlayStation 2. Так и случилось, что через какое-то время вышел «ограниченный» тираж телевизоров со встроенной консолью, что дивным образом совпало с выходом третьей модели приставок. Нельзя сказать, что этот телевизор наделал шуму, но он и не провалился в продажах, заняв достойное место во многих домах мира благодаря удобству и многофункциональности. На таком аппарате можно было не только смотреть любимые передачи, но и запускать игры для первой и второй PlayStation, и проигрывать DVD. Ящик читал видео с флешки, а также имел HDMI и Ethernet модули, что позволяло крутить видео и прямиком из интернета. Это был достойный представитель гибридного вида, но на нем попытки сделать что-то подобное закончились. Сложно сказать, почему в истории их было так мало, несмотря на явную удачность идеи.
Все описанные случаи представляются исключениями из правила – правила, что на телевизоре достаточно встроенного тетриса. Провал на рынке отчасти понятен. Телевизор есть в каждой семье, он может служить годами без замены, а покупать еще один с приставкой гораздо дороже, чем просто приобрести консоль. Тем более, версии игр, консолей и режимов меняются со скоростью света, и, купив за приличную цену телевизор с приставкой, через год можно обнаружить, что толку от него – ноль. История учит производителей, что такой подход – гиблое дело.
Параллельно с играми развивались и мультимедийные функции. Например, многие помнят этот хит девяностых и двухтысячных – телетекст. Впервые такая функция появилась в 1974 году в Великобритании. Для самых молодых напоминаем: в старомодном виде с помощью телетекста можно было прочитать новости, развлекательные статьи типа анекдотов или гороскопа, ознакомиться с телепрограммой, а в некоторых версиях – подключить субтитры. Такая функция предоставлялась бесплатно, без всяких дополнительных контролеров. В восьмидесятых большой популярностью пользовались телевизоры со встроенными плеерами под видеокассеты. Возможно, опций у такого девайса было маловато, но для просмотра фильма их вполне хватало.
В 1993 любители передовых технологий из Apple выпустили Macintosh TV – причудливое устройство, которое одновременно имело и пульт, и клавиатуру, и два режима работы. В одном из них перед нами представал полноценный компьютер, в другом – не менее полноценный телевизор. Небольшой экран и большая цена сделали проект провальным (редкий случай для компании), а в мире было продано не более десяти тысяч экземпляров. Подобных аналогов больше не было, ведь появилась такая деталь как тюнер, которая позволяла сделать из компьютера телевизор и обратно.
Apple Macintosh TV
В 1996 году на прилавках появилось чудо WebTV – странное дополнение, что-то вроде компьютера, который подсоединялся к телевизору, открывая доступ в интернет, однако функционал его был настолько прост, что изобретение позиционировалось как компьютер, понятный совершенно для всех. Это был успех идеи, настолько оглушительный, что компанию и права перекупила Microsoft, а устройство стало называться MSN TV. Однако тут известная компания немного прогадала, ведь начинка компьютера была настолько замысловатой, что просто не успела обновляться вслед за растущим темпом новых устройств. В итоге, в 2014 году проект окончательно «заглох».
И в этой истории был период затишья, когда телевизор оставался всего-навсего телевизором. Пока в 2007 не появилось Apple TV - дополнение, которое превращает телевизор в многофункциональный девайс с интернетом. Последнее обновление от 2013 года позволяет мгновенно синхронизировать любое устройство компании с телевизором, воспроизводить на экране игры из приложений, серфить по сайтам и тому подобное.
Все эти дополнения и гибриды были только слабыми попытками изменить положение вещей. По уровню функционала телевизоры долгое время находились на уровне семидесятых годов, несмотря на все новости и расширенные параметры. В устройстве могли меняться диагональ и расширение, но сценарий тут был один и тот же.
Серьезной предпосылкой к изменениям можно считать Digital Living Network Alliance от Sony, которая вышла в 2003 году. Суть тут была в создании единой сети для дома, в которой бы участвовали все устройства. Проще говоря, независимо от фирм-производителей, было бы неплохо синхронизировать телевизоры, телефоны, компьютеры, сети интернета и даже бытовую технику. Все это бурлило и развивалось, пока в 2009 не вылилось в Smart TV.
Теперь телевизоры не выглядят такими беспомощными и самобытными. Современные зомбоящики подключаются к интернету и позволяют воспроизводить почти любые медиа. Конечно же, такое положение вещей не ушло от внимания флагмана Google, который заручился поддержкой Sony и Logitech, чтобы создать Google TV.
Эту систему охарактеризовать весьма сложно, если совсем упростить, то мы получаем платформу, сделанную специально под телевизоры, но работающую в симбиозе с популярными операционными системами. Формы моделей были самые разнообразные: одни отличались поддержкой многих форматов, другие – выходом в интернет. Не менялось только то, что телевизоры теперь получали браузер Chrome, стильный интерфейс, доступ к сервисам вроде пополняющихся баз кинофильмов и возможность запускать некоторые игры и приложения, которые мы привыкли видеть на смартфонах.
Логично, что Android не мог долго оставаться в стороне. Поэтому со временем появились так называемые донглы, которые были больше всего похожи на флешку. Вставляя ее в разъем, можно было получить примерно то же, что и при Google TV, только еще и воспроизводить в телевизоре то, что находится на компьютере. Сама возможность делать телевизоры, которые бы полноценно давали доступ к современным играм, не на шутку «выстрелила» среди разработчиков. Появилось такое понятие, как «микроконсоль», которая работала на Android.
Позиционировались такие устройства весьма просто и незамысловато: как доступный и упрощенный аналог дорогостоящих приставок для неискушенной публики. Но парадокс заключался в том, что покупали их — как раз бывалые геймеры. Однако даже их интерес был холодным и вежливым, поэтому идея провалилась буквально за год, никак себя не оправдав.
И вот наступил 2015 год. Год, когда новинки в мире технологий появляются каждый месяц, а устройства успевают устареть, еще не появившись на прилавках. Мы наблюдаем настоящий бум домашней техники, который не миновал и рынок телевизоров. Похоже, все эти микроконсоли и расширения скоро станут только прошлым, которое будут помнить только ветераны технологических релизов. Наступила эра настоящего Smart TV, где изменения грядут не только в диагонали экрана.
В прошлом году операционная система в телевизоре была едва ли не последним пунктом, на который стоило обращать внимание при покупке. Теперь же принцип выбора схож со смартфонами, где сначала идет ОС, а потом уже сторонние факторы. Сразу несколько известных корпораций претендуют на настоящий прорыв, но абсолютным фаворитом является Google со своей системой Android TV. Несомненно, скоро грядет тот час, когда телевизоры превратятся в аналог продвинутых смартфонов, где будет возможность воспроизводить любое мультимедиа и игры.
Неужели «умные» телевизоры сделают консоли неактуальными? Раньше смартфоны проигрывали им из-за наличия батареи, которая имеет свойство садиться. Однако с телевизорами такая проблема пропадает, а чипы семейства Tegra позволяют тянуть даже такие игры, как Unreal Engine 4.
Однако игра – это не только технологии, а еще и геймплей, и графика, что в совокупности дает эффект погружения в новую вселенную. А с управлением тут могут быть проблемы. Скорее всего, на телевизорах просто появятся адаптированные под них приложения и мобильные игры. Как ни странно, это, скорее всего, хорошо, ведь история показывает нам, что для телевизора лучший вариант – легкие, простые и яркие игрушки, за которыми приятно провести 15-20 минут после рабочего дня.