Монорельс Skytran Taxi: «воздушное такси» уже скоро может стать реальностью
Скоростной индивидуальный транспорт для жителей больших городов
Устали от плотного транспортного потока и пробок на дорогах? Не спешите унывать, ведь вскоре о них можно будет позабыть навсегда! Это стало возможном благодаря проекту внедорожной транспортной системы.
Над этим «прожектом» уже пятый год к ряду сообща работают инженеры калифорнийской компании SkyTran, специалисты NASA и «оборонщики» из Израиля.
Его реализация предполагает строительство в Тель-Авиве (Израиль) системы эстакад, которые образуют замкнутую цепь надземных линий редкого в наши дни вида общественного транспорта - подвесной монорельсовой дороги.
Конструкция «надземки» SkyTran включает в себя следующие основные элементы: эстакадная сеть, на которой смонтирована железная дорога, один несущий рельс и подвесной состав (шаттлы). Первую очередь дороги планируют сдать в конце октября. Её линии пройдут над улицами города на высоте от 6 до 9 метров.
Система будет работать в пределах кампуса на территории исследовательского центра «Israel Aerospace Industries», специалисты которого в партнёрстве с американцами работают над проектом. Протяжённость экспериментальной трассы составит порядка 300 м, а затем её увеличат до 11 км. Первое время дорога будет одноколейной, и по ней будет курсировать всего один шаттл с общей вместительностью - 2 человека. Его максимальная скорость - 60 км/ч.
Если всё пойдёт хорошо, и «обкатка» системы пройдёт успешно, то в SkyTran рассчитывают расширить транспортную сеть. Это позволит связать между собой несколько городов в Израиле. Также это открывает перспективы для реализации похожего проекта в США.
По словам Джерри Сандерса (Jerry Sanders), главного исполнительного директора SkyTran, основное преимущество монорельсовой дороги заключается в том, что она, как и традиционный метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города, но, в отличие от метро, гораздо дешевле в строительстве, а также экономичнее своего «подземного собрата».
«Вот почему мы считаем, что это важно для развития системы общественного транспорта, - сказал Сандерс и добавил. - Прокладка метрополитена может стоить от $100 млн до $2 млрд за 1 км, так что строительство надземных линий гораздо выгоднее, ведь обходится намного дешевле».
Он также сообщил, что монтаж эстакады SkyTran стоит около $8 млн за 1 км пути, а цена одного шаттла в зависимости от комплектации варьируется от 25,000 до 30,000 долларов США. По словам разработчиков, чтобы набрать и сохранять скорость на уровне 60 км/ч, шаттлу SkyTran необходима всего одна треть от объёма энергии, потребляемой автомобилем с гибридной силовой установкой.
По сравнению со стоимостью обслуживания, а также затратами на расширение существующих транспортных систем в городах, SkyTran вполне может оказаться не такой уж и плохой идеей. Конструктивные элементы «Скайтрен» изготовлены из стали и алюминия. Сандерс говорит, что вся система может быть смонтирована всего за несколько дней.
Джерри Сандерс, директор SkyTran стоит рядом с шаттлом транспортной системы.
Вагон (шаттл) SkyTran подвесного типа, и приводится в движение с помощью электромагнитов, а это именно то, что делает тель-авивский монорельс уникальным (все его предшественники соединялись с направляющим монорельсом посредством колёсных пар, и приводились в движение колёсным ходом).
Однако не Израилем единым. Так, несколько американских городов уже выразили заинтересованность в системе «Скайтрен», в том числе Балтимор и Инглвуд, что в Калифорнии.
По словам гендиректора SkyTran, следующий пилотный проект, вероятно, запустят именно в Балтиморе. Он также добавил, что руководство некоторых крупных аэропортов в Европе не исключает возможности того, что этот вид транспорта появится и там. Правда, не стал уточнять, о каких именно «воздушных гаванях» идёт речь.
Кроме того, недавно стало известно, что «Innovation Endeavors» - венчурный фонд Эрика Шмидта (Eric Schmidt), председателя совета директоров Google, инвестировал в этот проект значительную сумму, размер которой также умалчивается. Это, как надеются в SkyTran, поможет им добиться признания того, что они - серьёзные ребята, а их разработка - транспортная система будущего.
Отметим, что по состоянию на начало 2007 года количество монорельсов, выполняющих функции общественного транспорта невелико. В Европе имеется всего три таких монорельса, в Вуппертале, Дортмунде и Москве (Московская монорельсовая транспортная система). Их общая протяжённость составляет 21 км. В Дюссельдорфе действует монорельс, связывающий аэропорт и железнодорожную станцию (2,5 км).
В Северной Америке есть три таких монорельса: в Сиэтле, Джексонвиле и Лас-Вегасе. Их общая длина - 14,8 км. В будущем планируется расширение монорельса в Лас-Вегасе. В то же время планы развития монорельса в Сиэтле были отвергнуты населением на референдуме из-за непомерно высокой стоимости. Самый протяжённый монорельс Северной Америки расположен в Диснейленде во Флориде. Протяжённость его трассы - 23,6 км.
Совсем другая ситуация наблюдается в Азии. Здесь монорельс рассматривается как перспективный вид транспорта. Строятся новые системы. Больше всего монорельсов в Японии. Здесь такие системы общественного транспорта действуют в восьми городах. Крупнейшая монорельсовая система действует в Осаке (протяжённость - 23,8 км). Некоторые из японских монорельсов по своему пассажиропотоку вполне сопоставимы с традиционным метрополитеном.
В Малайзии монорельс действует в Куала-Лумпуре (с 2003 года, 8,6 км). Ещё в нескольких городах этой страны такие системы строятся. В Чунцине (Китай) с 2005 года действует монорельс протяжённостью 13,5 км. Монорельсы также строятся в Сингапуре (планируемая длина - 2,1 км), Джакарте (27 км), Объединённых Арабских Эмиратах, Тегеране, нескольких других (помимо Чунциня) городах Китая.