Физик-теоретик Мичио Каку о строительстве Звезды Смерти и утечке мозгов в Силиконовую Долину
Лучи утреннего солнца мягко падают на едва улыбающееся лицо Мичио Каку. Всего несколько часов назад он сошел с самолета, прилетевшего с Восточного побережья, и нет ничего удивительного в том, что он порядком устал. Камера продолжает двигаться. И вот Каку уже стоит перед своей аудиторией, с упоением рассказывая о своем любимом предмете – науке.
В мире, населенном ботаниками и техноманами, физик-теоретик и футурист Каку сродни рок-звезде. Только посмотрите на его пепельно-серые волосы и не забудьте про тот факт, что он принимал участие в создании теории струн, которая пытается разгадать внутреннее устройство Вселенной. Сейчас Каку преподает в Сити-колледже в Нью-Йорке, где он заведует кафедрой Генри Семата и является профессором теоретической физики.
Помимо преподавания, Каку много времени уделяет популяризации науки через радиопередачи, книги (например «Физика невозможного»), или выступая на шоу (например, The Colbert Report, где он недавно рассказал Стивену Колберту, как опасно отправлять Брюса Уиллиса в космос с целью взорвать астероид). Однако для Каку разговоры о физике – это не только удовольствие, но и вопрос выживания.
Для Каку это все еще остается важным, поэтому он так устает от поездок, например в Рино, где он старается вызвать интерес к науке у студентов местных университетов. Так же, как его единомышленники Нил Деграсс Тайсон и Брайан Грин, Каку преследует простую цель: помочь науке вернуть свою популярность, привлекая внимание общественности. В некотором смысле, разговор с Каку похож на общение с научной энциклопедией. Для него не существует глупых или пространных вопросов. Вы можете спросить у него о преимуществах и недостатках молекулярных и квантовых вычислений. И даже на такой, казалось бы, нелепый вопрос об экономических последствиях Звезды Смерти вы получите полный ответ.
Песнь о науке
Все же кое-что Соединенные Штаты могли бы построить, а именно Сверхпроводящий суперколлайдер к югу от Далласа. Каку упоминает о европейском Большом адронном коллайдере, завоевавшем в прошлом году большую популярность, благодаря открытию бозона Хиггса, его также называют «частицей Бога», к ужасу ученых. На фоне суперколлайдера с окружностью в 54 мили его европейский брат выглядел бы как "метатель бисера", - смеется Каку. Но проблемы бюджета привели к отмене этого проекта в 1993 году. Когда это произошло, Каку не стеснялся в выражениях.
"Отмена проекта и сокращение финансирования научных учреждений, таких как NASA, далеки от бюджетной щедрости времен холодной войны, когда ученым требовалось произнести «Россия», и правительство тут же выписывало чек", - вспоминает Каку. Те времена давно прошли, и ученым приходится "петь, чтобы получить ужин", - говорит он. А это означает, привлечение внимания к технологическим и научным инновациями.
Каку признает, что популяризация науки и исследований – это тяжелый труд, особенно в период бурного развития экономии в некоторых областях. Но сокращения не ограничиваются крупными проектами. Еще одной жертвой снижения интереса, помимо науки и математики, является американская система образования, которую Каку считает одной из самых неблагополучных среди развитых капиталистических стран. Но со всеми ее недостатками Соединенным Штатам все еще удается воспитывать лауреатов Нобелевских премий и находиться среди лидеров в технологической гонке. Каку связывает это в значительной степени с иммиграцией и притоком перспективных умов из других стран.
"Пятьдесят процентов ведущих инженеров, работающих в Силиконовой долине, родились за границей", - говорит Каку. "Однажды утечка мозгов произойдет в обратном направлении - она уже началась. Уже сейчас ведущие ученые начинают возвращаться обратно в Китай и Индию. Вот почему наше образование не может оставаться одним из худших в мире".
Постсиликоновая эра
Однако Каку считает, что потенциальная утечка мозгов - не единственная угроза для Силиконовой долины. Как и многие другие промышленные регионы США в прошлом, Силиконовая долина может превратиться в развалины по закону Мура ( в этом законе говорится о том, что производительность процессоров удваивается примерно каждые два года). Каку утверждает, что к 2020 году компьютерные чипы станут размером в пять атомов в поперечнике. Мало того, что электроны могут дать течь, но излучаемое тепло может буквально поджарить яичницу. На этом этапе закон Мура приведет к катастрофе, по крайней мере, так считают в Силиконовой долине. Хотя такие технологии, как квантовые вычисления и вычисления ДНК, вполне могли бы существовать и в постсиликоновой эре, Каку считает, что их время еще не пришло.
Пока квантовые вычисления находятся в разработке, молекулярные вычисления могут стать реальным решением. Графен, например, является самым прочным веществом известным науке. Поставьте на кусок графена слона – и он даже не треснет. Графен также проводит электричество, что делает его хорошей альтернативой кремнию. Вопрос стоит в его массовом производстве и вытравливании углерода.
Особенностью технологий является то, что многое может произойти в короткий промежуток времени. Возьмите хотя бы чипы из музыкальных открыток. Один такой чип имеет больше вычислительной мощности, чем все силы союзных войск 1945 года. Гитлер, Сталин, Черчилль или Рузвельт согласились бы убить, чтобы заполучить чипы, которые люди выбрасывают в мусор. Даже у современных смартфонов мощность больше, чем у всего NASA в 1969 году.
"Только подумайте: мы отправляли в космос людей, у которых при себе не было приборов мощностью, близкой к мощности современного телефона. А ведь это случилось совсем недавно, в 1969 году".
Интернет повсюду
Каку уверен, что к 2020 году компьютерные чипы буду стоить копейки, примерно как макулатура. А компьютеризация будет повсеместной, как электричество. А благодаря Интернету достижения технологий станут невероятными. Сейчас очки Google, а в будущем – контактные линзы с выходом в интернет. Выйти в интернет можно будет в любой момент: в университете, чтобы скачать лекции, на вечеринке, чтобы найти интересующего вас человека в соцсети, или перевести разговор во время реального общения.
Каку уверен, что это откроет новое измерение в общении, будь то туристы или покупатели в интернет-магазине. Даже появление волоконно-оптических кабелей, которые теоретически могут передавать практически неограниченное количество информации, означает, что проблемы в передаче данных станут не вопросом кабеля, а вопросом инженерно-экономического сжатия и шифрования.
"В истории человечества еще не было подобных случаев, чтобы совершенно секретное военное оружие становилось общедоступным".
Но даже Каку осознает, что у его горячо любимой науки есть и отрицательные моменты. С одной стороны, развитие технологий помогает бороться с неграмотностью, нищетой и болезнями, но с другой стороны, она может навредить людям. Появление телефона, например, вызвало осуждение со стороны критиков многих газет.
"Существуют мнения, что телефон разрушит человеческие отношения и заменит реальное общение, и знаете что? Критики были абсолютно правы", - говорит Каку. "Мы тратим слишком много времени на телефонные разговоры. И нам это нравится".
Однако альтернативу пока представить невозможно. Но без всех этих благ нас отбросит на 150 лет назад во времена наших прабабушек и прадедушек. Да, за технологии приходится платить, но на эту цену Каку согласен. Что касается вопросов о Большом Брате, Каку больше волнует "Маленький Брат".
"Да, мошенники и преступники хотят украсть номер наших кредитных карт, но мы можем создать программное обеспечение, чтобы защитить нашу частную жизнь. Давайте посмотрим правде в глаза, многие молодые и горячие умы хотят стать следующими Цукербергами. Они не хотят тратить все свое время, пытаясь защитить частную жизнь родителей, они хотят стать миллиардерами. И я их не виню ".
Ньютон или Эйнштейн?
Как Coke и Pepsi борются за клиентов, так и ботаники спорят с техноманами: Исаак Ньютон или Альберт Эйнштейн? Как утверждает Каку, ответ настолько прост, что даже сам Эйнштейн согласился бы с ним.
Эйнштейн взял основы, заложенные Ньютоном, и создал специальную и общую теории относительности. У Ньютона же не было никакой научной базы, разве что основы алгебры.
"У Ньютона не было возможности развивать свои теории, поэтому он создал новую область математики: вычисления. Если вы вспомните о времени, когда жил и работал Ньютон, то поймете, что это было время тьмы, где магия и колдовство управляли мышлением. Так что, я думаю, здесь сомнений быть не может. Ньютон был величайшим ученым всех времен".
Однако, оглядываясь на проделанную ими ? работу, невольно удивляешься, как далеко наука и техника зашли сегодня. Каким будет следующее крупное открытие в физике? Каку считает, что это будет темная материя, которую стремятся открыть все ученые.
Большинство разговоров о физике сегодня звучат как научная фантастика, но с развитием технологий граница между ними будет становиться все тоньше. Даже создание Звезды Смерти станет со временем возможным. Физики полагают, что во Вселенной существуют развитые цивилизации 1,2 и 3 типов. Тип 1 – планетарные цивилизации, которые могут контролировать погоду, землетрясения и извержения вулканов. Тип 2 – звездные, они могут управлять отдельными звездами. Тип 3 – галактические, они обладают кораблями, способными путешествовать между галактиками.
"Что необходимо для создания Звезды Смерти?. Наверное, цивилизация второго типа ... как в Star Trek, с колониями в близлежащих солнечных системам. Такого уровня человечество сможет достичь где-то через 5000 лет".
"Так что если вы хотите увидеть Звезду Смерти, вам придется подождать".