Украина передала Китаю советские лунные технологии
Сэкономить деньги и выиграть время
Советский проект по созданию лунного модуля заморозили 40 лет назад, но теперь он, кажется, поможет построить космический корабль, который доставит тайконавтов на Луну.
Осведомленный и вместе с тем анонимный источник сообщил журналу Popular Mechanics, что Китайское национальное космическое управление купило у КБ «Южное» технологию создания «Блока Е».
Советский спускаемый модуль, или «Блок Е» разработали в составе лунного ракетно-космического комплекса Н1-ЛЗ.
С помощью этого космического корабля в конце 1960-х - начале 1970-х гг. СССР планировал высадить первого космонавта на поверхность естественного спутника Земли.
В рамках сделки предполагается, что украинская сторона воссоздаст «исторический» аппарат, который, как планировалось, должен был помочь Стране Советов опередить американцев в космосе.
Уникальная система, в том числе взлетная ступень лунного модуля, созданная в советской Украине в рамках единого хозяйственно-промышленного комплекса СССР может иметь решающее значение для ускорения усилий Китая по высадке своего человека на Луне.
Приобретение пакета советских технологий позволит китайским инженерам сэкономить многие миллиарды долларов и годы, потраченные на исследования, проектирование, а также испытания посадочного модуля.
При воссоздании изделия используют цифровые средства проектирования.
Единственное, чем «новодел» будет отличатся от «оригинала» - система управления кораблём: её переделают, учитывая прогресс в авионике.
Воссозданный лунный модуль останется на Украине, а обновленный пакет проектной документации передадут китайцам.
Инженеры из Днепра также помогут организовать производство «Лунного корабля» в Китае.
Пока неясно, что именно от советского наследия возьмут китайцы для создания собственного корабля.
Вероятно, Китай изменит советский проект лунного посадочного модуля в сторону увеличения численности экипажа, чтобы на поверхность спутника Земли попал не один, а сразу два (как у американцев) или три тайконавта.
Лицензионное копирование, промышленный шпионаж и обратная инженерия иностранных технологий - Китай не остановится ни перед чем, чтобы идти в ногу со временем, будь то исследование космоса или военное строительство - неважно.
Это не является новой стратегией для КНР.
В трудные 1990-е годы китайские ищейки исколесили всю Россию, скупая практически любую космическую технологию, которую только могли найти.
Спустя десятилетие китайские космонавты полетели в космос на борту «Шэньчжоу», поразительно напоминающем российский космический корабль «Союз».
На космонавтах были скафандры, которые выглядели как советские «Соколы».
Что в нём такого особенного?
Советский посадочный модуль, известный как «Лунный Корабль» - меньше и легче своего американского аналога (например, «Орла» в составе миссии «Аполлон»-11).
Напомню, что в июле 1969 года именно «Орел» доставил на Луну астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина.
Советская конструкция лунного корабля отличается от американской.
Во-первых, американский спускаемый модуль вмещает двух человек, а не одного, как в советском варианте (это связано с тем, что грузоподъёмность советской ракеты была меньше, чем у американской).
Во-вторых, у советского аппарата для посадки и взлета предполагалось использовать один и тот же взлётно-посадочный блок, тогда как в американской версии для этого применялись раздельные посадочная и взлетная ступени.
В-третьих, ракетный блок советского модуля включал в себя два двигателя: основной 11Д411 (РД858) и резервный 11Д412 (РД859).
Резервирование и дублирование - основное преимущество советской системы перед американской.
Если основной двигатель выходил из строя, резервный брал на себя его функции.
Первый двигатель рассчитан на два запуска (при посадке на Луну и при старте с нее), второй - на один (в случае отказа основного двигателя при посадке и для подстраховки при старте посадочного модуля с поверхности Луны).
Напротив, в кораблях серии «Аполлон» отказ единственного ракетного двигателя означал для экипажа верную смерть.
Проигранный забег
Американский триумф в космосе, связанный с успешным завершением миссии «Аполлона-11» фактически завершил лунную гонку между двумя сверхдержавами.
Высадка американцев на Луну означала проигрыш, а неудачные испытания тяжелой ракеты Н-1 в 1974 году привели к окончательному закрытию советской лунной программы.
Впрочем, «Лунный корабль» был полностью готов к работе и, как оказалось, только ждал своего часа.
В результате осуществления программы Н-1-Л3 советская космическая отрасль получила в свое распоряжение ряд перспективных технологий, связанных прежде всего с силовыми агрегатами взлетно-посадочного блока Л3.
Выходит, они-то и заинтересовали китайцев.
«Лунный корабль» и его «внуки»
Работы по созданию лунного модуля начались в 1965 году.
Главным разработчиком «блока Е» стало КБ «Южное».
Лунный корабль в беспилотном варианте Т2К трижды бывал на орбите Земли.
Все три полёта прошли успешно, поэтому решили, что он готов для пилотируемых полётов.
На протяжении десятилетий после завершения лунной гонки украинская фирма, сегодня известная как «КБ Южное» развивала идеи, реализованные в конструкции двигательной установки «блока Е».
После этого в общей сложности шесть разных моделей двигателей, созданных в УССР вобрали в себя наработки времен лунной гонки.
После распада СССР инженеры из Днепропетровска (Днепра) адаптировали уникальный двигатель советского посадочного аппарата для использования в составе разгонного блока европейской ракеты легкого класса «Вега».
Разделение ступеней ракеты-носителя Н-1 в представлении художника