Закат BlackBerry
Акции канадского производителя смартфонов BlackBerry достигли своего пика в августе 2007 года: двести тридцать шесть долларов. Семью месяцами ранее, в январе, Apple представил iPhone в Moscone Center в Сан-Франциско. Руководители BlackBerry (в то время еще Research in Motion) решили позволить Apple сосредоточиться на общем рынке смартфонов, в то время как они будут продавать свои устройства бизнесменам и государственным заказчикам.
Шесть лет спустя акции BlackBerry стоили чуть более десяти долларов за штуку, и вот компания заявила, что сформировала "специальный комитет", чтобы изучить возможность продажи компании или создания совместного предприятия с другим бизнесом.
Это было поразительное заявление. Хотя BlackBerry переживает далеко не лучшие свои годы, еще год назад планы были не столь удручающими. Решение о продаже компании означает, что положение просто ужасное. Если BlackBerry продаст себя, то превратится в кучу денег и большой портфель патентов. Другими словами, первая компания на рынке смартфонов закончит свои дни как лом.
BlackBerry, основанная в 1984 году парой студентов технического университета Майком Лазаридисом и Дугласом Фрегином, в течение многих лет была одной из самых инновационных в мире коммуникационных продуктов.
Но последние шесть лет стали для компании историей упущенных возможностей. Во-первых, компания не смогла понять, что iPhone может доставить им неприятности. Затем замаячила угроза со стороны недорогих конкурентов из Азии. Наконец, последние силы были брошены на создание новой линейки смартфонов высокого класса, но она появилась слишком поздно и могла предложить слишком мало.
"Они не подходят для бизнесменов, у них даже клавиатуры нет", - сказал он. Теперь, разрабатывая смартфоны, Nokia и Microsoft сотрудничают друг с другом, а их доля на рынке, как и у BlackBerry, все сокращается.
Уже в 2009 году цена на акции BlackBerry упала ниже отметки в 50$, а ведь летом 2007 их стоимость составляла 236$. "Ориентация на потребителя" шла полным ходом, и BlackBerry не смогла вступить в борьбу с Apple. Потребители поняли, что iPhone намного интереснее. Тем временем компании поняли, что их сотрудники будут работать лучше с устройствами по своему выбору, и сами фирмы, избавившись от расходов на телефоны для своих работников, сэкономят средства.
К тому времени BlackBerry было уже слишком поздно воздействовать на потребителей напрямую. В ноябре 2008 года компания выпустила свой первый сенсорный телефон Storm, который получил весьма посредственные отзывы. BlackBerry обратила свое внимание на Азию и Латинскую Америку, где рынок смартфонов еще продолжал расти.
Эта политика начала приносить свои плоды. По данным исследовательской фирмы Canalys, в первой половине 2011 года в Индонезии, где компания сделала основной упор, устройства BlackBerry занимали 47% всего рынка (по сравнению с 9% в первой половине 2009 года). Снижение цен на акции компании, наконец-то, остановилось, но затишье длилось недолго. Вскоре азиатские компании начали выпускать более дешевые смартфоны.
В начале 2012 года новым генеральным директором BlackBerry был назначен Торстен Хейнс. И уже в январе этого года компания выпустила Q10 и Z10, телефоны высокого класса, которые должны были привлечь обычных потребителей. Критики их хвалили: Дэвид Пог из Times назвал Z10 "интересным, быстрым и эффективным телефоном, полным свежих и полезных идей", но компания не смогла продать столько устройств, сколько рассчитывала. В своем последнем квартале BlackBerry поставила лишь 6,8 миллиона смартфонов, что составило примерно пятую часть телефонов Apple, проданных за тот же период.
С момента выхода iPhone шесть лет назад, у компаний появился серьезный конкурент, а BlackBerry, похоже, проиграл битву.