Как запустить винный стартап на собственные средства
Vinozavr.ru – сравнительно молодой амбициозный сервис-помощник в нелегком деле выбора благородного алкоголя. О том, как создавался и запускался этот стартап, рассказал в интервью главный программист и идейный вдохновитель проекта Андрей Олейник.
Для начала расскажите, пожалуйста, о себе.
Если совсем кратко, то я родился в Монголии, получил высшее образование в Киеве (КНУ Шевченко, Физический и Экономический факультеты), в данный момент занимаю должность технического директора проекта Ответы@Mail.ru. В свободное от работы время пробую себя в создании маленьких стартапов.
Какую роль вы выполняете в «vinozavr»?
В основном я отвечаю за всю техническую сторону проекта - разработка и эксплуатация, но также интересуюсь маркетингом и, конечно же, осуществляю общее руководство командой.
Что же представляет из себя проект?
Изначально vinozavr был задуман как агрегатор цен на вина, сервис, с помощью которого пользователь может без труда выяснить стоимость напитка в популярных интернет-магазинах. Сейчас же в процессе общения с пользователями и партнерами, которые размещают у нас цены, портал претерпевает изменения, но пока не буду раскрывать всех наших тайн.
Почему именно vinozavr? Как родилось это название?
Как-то в 2008 году мы с одним проектом стали финалистами SeedCamp Eastern Europe. В перерывах между презентациями перед инвесторами, проходили семинары, где добившиеся успеха и получившие инвестиции команды делились своим опытом. Именно там нас научили выбирать домен для проекта.
Секрет очень прост - название должно быть таким чтобы, назвав его своей девушке по телефону, вы могли быть уверены, что через неделю она его без труда вспомнит. С оглядкой на это правило, мы и придумали vinozavr.ru.
Сколько времени ушло на то, чтобы от идеи сделать готовый прототип и запуститься? С какими сложностями вы столкнулись? Сама концепция нашего сайта родилась в начале 2013 года, в конце марта я начал проектирование архитектуры базы данных, а запуск состоялся 4 ноября на Хэллоуин.
Путь от идеи до ее реализации занял примерно семь месяцев - довольно большой срок, но я работал над проектом по два часа в день в свободное от основной работы время.
А вот с точки зрения маркетинга, все оказалось немного сложнее. Российские законы запрещают рекламу всего, что хоть как то связано с алкоголем, поэтому для продвижения портала приходится прибегать к маленьким хитростям.
Расскажите о вашей команде. Сколько у вас людей?
Изначально нас было всего трое: я, Зинаида Панина и Артем Гладков. Всех нас свела вместе работа в Mail.Ru. Артем занимается дизайном и проектированием интерфейсов, а Зинаида взяла на себя маркетинг. На данный же момент наша команда пополнилась еще несколькими замечательными специалистами.
Пользуясь случаем, хочется сказать отдельное спасибо нашим многочисленным друзьям, их помощь и конструктивная критика очень полезны.
Как вы мотивируете себя и свою команду?
Главным источником вдохновения для всех нас служат маленькие победы (например, появление тысячного пользователя, первое интервью, подключение очередного магазина). Те вещи, которые наглядно показывают, как проект прогрессирует. Также я постоянно делюсь с командой новыми идеями, чтобы все могли поучаствовать в выборе направления дальнейшего развития vinozavr.
Кого вы считаете целевой аудиторией вашего портала?
Изначально мы нацелились на хипстеров, но со временем поняли, что должны охватить большую аудиторию. Поэтому сейчас наши основные пользователи - обычные любители «виноградного напитка», хотя нам есть, что предложить и эстетам.
Как проект зарабатывает?
Мы получаем абонентскую плату от магазинов, прайс-листы которых размещаем на сайте. Есть у нас планы и по введению мелких транзакций для них.
Правда ли, что все вопросы по подключению магазина вы берете на себя? Сколько времени уходит на интеграцию? Да, одна из наших особенностей заключается в том, что нашим партнерам не нужно тратить время и нервы на отдельную выгрузку прайс-листов в хитрых форматах.
Им достаточно лишь обратиться с просьбой о подключении, а все остальное мы берем на себя. Что касается времени, то все зависит от размера каталога. Если в магазине порядка 40 000 позиций, на полную индексацию нашим паукам хватит четырех дней.
Конкуренты у вас есть? Кто они?
Если говорить о странах СНГ, то здесь наиболее опасным для нас является Яндекс.Маркет, но такие крупные компании, как правило, довольно неповоротливы и реагируют на появление соперников с большим опозданием. Это дает нам время для роста.
Существует еще один проект, клон американского сервиса lot18, но он на данный момент находится в режиме закрытого бета-тестирования, в то время как vinozavr.ru уже предоставляет свои услуги всем желающим.
Мы стараемся придать нашему проекту изюминку, найти оригинальные решения, которые пришлись бы по вкусу пользователям и обеспечили бы нам «место под солнцем».
Давайте в завершение немного о приятном — о будущем, что в ближайших планах проекта?
В самых близких планах запуск онлайн помощника-сомелье. Нами были проанализированы внушительные объемы разнородного материала, от профессиональных рекомендаций и до фотографий с вином в Instagram и Facebook. На основе полученных данных мы сумели выявить некоторые последовательности и зависимости, превратившиеся, в итоге, в алгоритм, который поможет пользователям сориентироваться во всем многообразии представленных на рынке вин. Планируем поддерживать, развивать и обучать нашего сомелье и в дальнейшем.
Какие еще новшества в плане функционала вы планируете внедрить на vinozavr?
У нас наполеоновские планы в отношении социальной составляющей: общение, рекомендации, отзывы и множество других мелких вкусностей. Все это мы планируем вводить постепенно, ведь из существующего функционала еще многое необходимо доработать.
Может быть мобильные приложения?
Мобильное приложение есть в планах, но не все сразу. На данный момент мы сосредоточились на запуске мобильной версии сайта.