Чем люди будут питаться на Марсе: тест в земных условиях
В апреле шестеро людей поселились на бесплодных бурых склонах гавайского вулкана Мауна Лоа. Там, в имитирующем марсианские условия геодезическом куполе (всего 11 метров в диаметре), им предстоит пробыть до августа. Задача их проста: кушать!
Конечно, не одно ещё десятилетие пройдёт, прежде чем люди смогут гордо именовать себя жителями Марса. Зато NASA уже сейчас обдумывает, чем будут питаться астронавты, ступившие на холодную почву красной планеты, а над вопросами типа «Сколько воды нужно, чтобы приготовить говяжье рагу?» учёные бьются уже не первый год. Потому Центром Человеческих Исследований NASA и была запущена эта программа.
Основной целью четырёхмесячной Гавайской миссии HI-SEAS является сравнение стоимости «стандартного» меню (т.е. готовой расфасованной еды) и альтернативного (подразумевающего использование для готовки пищи некоторого количества долгохранящихся продуктов). Из более чем семисот претендентов, в «экипаж» попали всего шесть терранавтов. Исследователи поручили им каждые два дня чередовать употребление сублимированной еды и «домашней», приготовленной под куполом, причём обязанности шеф-поваров должны выполняться в парах.
Что входит в кладовую миссии HI-SEAS
Не считая окончания кулинарных классов в Корнелле, ни у одного из обитателей купола профессионального кулинарного опыта нет. Потому им приходится полагаться исключительно на поваренную книгу. Ну, и на онлайн-группу поддержки. Правда, поддержка, подсказывающая рецепты и отвечающая на возникающие вопросы, доступна им 12 часов в сутки, да и то – с 20-минутной задержкой связи (если уж имитировать марсианские условия, то по полной программе: в космосе-то связь нестабильная!).
Команда, подобно кучке диетологов-невротиков, скрупулёзно записывает каждый приём пищи. Что и в каком объёме было приготовлено? Сколько весила порция? Осталось ли что-нибудь на тарелке? Каждое блюдо к тому же фотографируется, а до и после трапезы команда тщательно заполняет анкету – насколько они голодны? Хорошо ли себя чувствуют? Ощущается ли прилив сил и бодрости? Саян Проктор – профессор геологии, звезда реалити-шоу «Колония» (в котором группа добровольцев жила в пустынной изолированной среде), заявил, что обед 21-го апреля был ну просто чудо, как хорош!
Типичное марсианское меню
По словам Саяна, всё было настолько здорово, что даже зелёную пасту-карри все ждали с нетерпением!
В мае, чтобы отпраздновать месяц пребывания в «Хабе» (как команда называет своё жилище), Яжайра Сьера-Састре, физик-материаловед, сделала роллы с консервированной ветчиной (мусуби). Может, в физиологическом плане это блюдо никакой особой пользы не принесло, зато с моральным духом обитателей оно действительно сотворило чудо.
Тем не менее, в обозримом будущем сублимированная еда из холодильников космонавтов никуда не денется. Почему? Да потому что удобно! Мишель Перчонок, глава NASA Advanced Food System из космического центра Джонсона, в Хьюстоне, заявила: «Еда в пакетах будет использоваться всегда. Заменить её полностью невозможно». Одним из главных стремлений NASA, связанных с освоением Марса, является возможность хранить продукты в течение пяти лет. Вообще, уже сейчас есть около семи мясных продуктов с таким сроком годности, но учёные пытаются найти новые способы их переработки, упаковки и хранения.
«Да, у вас на корабле может быть приготовлена лазанья. Возможно, это действительно шикарная лазанья. Но это значит, что всё оставшееся время вы ничего, кроме лазаньи, не увидите» - сказала Бинстед. «Гастрономически уставшие» астронавты рано или поздно начинают потреблять всё меньше и меньше калорий, существенно теряя в массе.
Вообще, феномен потери астронавтов в массе хорошо известен, но так до конца и не изучен. Ясное дело, что в космосе приглушается чувство вкуса и подавляется аппетит. По недоказанной теории, основывающейся на анекдотической очевидности, космонавтам ничего не хочется есть, потому что они не чувствуют запаха еды. Для того чтобы проверить эту теорию, члены команды HI-SEAS на Мауна Лона проверяют свою восприимчивость к запаху двумя способами. Они участвуют в тестах «Потри и понюхай», чтобы выяснить, насколько чувствительны их органы обоняния, и в Ай-Ди тестах, заключающихся в попытке понять по запаху, что за еда находится в небольшой непрозрачной ванночке.
Другая гипотеза утверждает, что всему виной микрогравитация, влияющая на течение жидкостей в теле.
В Галвестоне, штат Техас, ещё одна группа волонтёров в рамках проекта NASA Flight Analog Research Unit соблюдает постельный режим, придерживаясь той же диеты, что и члены кампании HI-SEAS. Для того, чтобы имитировать условия микрогравитации, замедления течения жидкостей и мышечной атрофии в земных условиях, этим менее удачливым субъектам предстоит несколько недель лежать горизонтально со слегка приподнятыми ногами и пялиться в потолок.
Исследователи будут наблюдать за состоянием носовой полости испытуемых, подмечая все происходящие изменения. Кроме того, будет измеряться поток воздуха через ноздри волонтёров, а также оцениваться их способность различать запахи. В конце концов, еда для такой длительной миссии, как экспедиция на Марс, должна быть представлена как стандартной, «сублимированной» едой, так и биорегенеративной системой, имеющей достаточную питательную ценность и удовлетворяющую запросы потребителей. При этом объём и масса такой еды должны быть небольшими, а способ приготовления – простым.
Advanced Food System исследовала сотни рецептов и в конце-концов пришла к выводу, что лучше всего комбинировать эти два вида пищи – это наиболее экономно в плане загрузки корабля.
NASA могла бы уменьшить эту цифру, если бы часть продуктов (таких, как соевые бобы и зёрна пшеницы) отправлялась бы на Марс в целом виде. А там можно было бы молоть из них муку и готовить хлеб и макароны самостоятельно. Но для этого, конечно, требуется специальное оборудование – экструдеры, тоже занимающие много места. Впрочем, по словам Мишель, с этим стоит поэкспериментировать.
Когда исследования HI-SEAS прольют свет на необходимость разнообразия еды и «пригодности» марсианских условий для долгой жизни, результаты будут использованы и для решения насущных задач.
В некотором смысле, это всё простые вещи, с которыми мы сталкиваемся каждый день и на Земле. Вот только в космосе взять с собой «еду на вынос» не получится.