Атмосфера Марса более токсична, чем предполагалось ранее

Дмитрий Dimka Турбин

С выращиванием картофеля придётся повременить

Комбинация перхлоратов (солей хлорной кислоты), оксидов хлора и ультрафиолетовых лучей создают на красной планете крайне неблагоприятную среду для бактерий, т.е. являются хорошим антисептиком.

Ученым пока не удалось обнаружить жизнь на Марсе, но недавнее открытие органических молекул в почве и атмосфере этой планеты оставляло надежду, что это лишь вопрос времени.

Однако свежие эксперименты, возможно, вернут на Землю мечтателей.

Большие специалисты изучили химические соединения в марсианской почве и обнаружили, что тамошний «чернозём» становится крайне токсичным под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Выходит, картошечка там не уродит?

Не знаю, спросите у ботаников.

Впрочем, новое открытие не стало большим сюрпризом для геологов.

Они и раньше подозревали, что Марс служит домом для перхлоратов: четыре десятилетия назад там побывали автоматические станции «Викинг», которые и доставили на Землю все необходимые образцы.

Диагноз подтвердился по итогам последующих за этим миссий более новых роверов.

Однако ученые разделились во мнении, что бы это могло означать.

Так, некоторые утверждают, что присутствие перхлоратов на Марсе говорит о возможности существования жизни на красной планете.

Например, у водный раствор перхлората температура замерзания гораздо ниже, чем у чистой воды.

Также эти химические соединения могут использоваться бактериями в качестве источника энергии.

В конце концов, одна из разновидностей перхлората, перхлорат аммония, в настоящее время используется в качестве твердого ракетного топлива.

Это значит, что или бактерии построят ракету и прилетят к нам, или мы к ним, чтобы отобрать перхлорат ради производства топлива.

Но есть и другие мнения.

Ученые  поместили земные бактерии на марсианскую почву, а затем облучили всё это дело ультрафиолетом - условия аналогичные тем, что на Марсе.

Результаты утешили санэпидемиологов, но расстроили планетологов: бактерии погибают под воздействием ультрафиолета в два раза быстрее, когда находятся на поверхности перхлората.

Когда микробов поместили на поверхность других минералов, обнаруженных в марсианской почве - оксид железа и пероксид водорода - результаты были еще хуже: бактерии погибли в 11 раз быстрее, чем во время эксперимента с перхлоратом.

В журнале Scientific Reports есть статья, в ней говориться: «Результаты показывают, что совокупное взаимодействие трех компонентов марсианской почвы, вызванное воздействием ультрафиолетового излучения делают поверхность планеты более непригодной для жизни, чем считалось ранее».

Тем не менее, у этого открытия есть и положительные стороны.

Хотя в настоящее время маловероятно, что мы найдем жизнь на поверхности красной планеты (в глубине - вполне возможно), результаты исследования обнадеживают планетологов, которые опасается, что случайно попавшие на Марс земные бактерии приведут к загрязнению геологических образцов, взятых оттуда.

В общем, если бактериальной флоре с Земли повезёт совершить межпланетное путешествие на Марс, то долго ей не протянуть.