Сегодня мы расскажем о 9-ти книгах по маркетингу, которые прошли испытание временем, помогли выстроить концепцию для сотен компаний и стали настольными для огромного количества успешных людей.
Джеффри Мур. Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок
Путем выявления различий между "новаторами" и "увальнями (скептиками)", а также всеми промежуточными категориями потребителей, Джеффри Мур рассказывает о том, как развивать новые рынки.
Хотя его книга посвящена высоким технологиям, советы, которые он даёт и примеры, иллюстрирующие их, применимы в любой сфере, в том числе промышленности и бизнесе.
Лучшие цитаты:
«Почему я?» — спрашивает незадачливый предприниматель. Или, скорее, «Почему не я?» «Почему не мы? — вторят столь же незадачливые инвесторы. — Взгляните на наш продукт. Разве он не так же хорош? Нет, он даже лучше этого продукта, который оставил нас позади! Как можно сказать, что Oracle лучше Sybase, Microsoft Word лучше WordPerfect, маршрутизаторы Cisco лучше маршрутизаторов Bay Networks или Pentium лучше Power PC?» Действительно, как? А дело все в том, что при сравнении характеристик менее успешный продукт порою более совершенен.
...мы не имеем ни малейшего желания применять на практике дисциплину, которая требует от нас отказаться от попыток продать в любом месте и в любое время. Другими словами, нами движет не маркетинг, а желание продать. Теперь зададим три вопроса. Чем это может закончиться? С продажами будет все в порядке, так ведь? Все может наладиться само собой, мы обнаружим свой рынок (пусть даже и задним числом) — нас выведут на него клиенты, ведь верно? Правильные ответы таковы: на первый вопрос — бедствием; на второй — не всегда; на третий — никогда, во веки веков, аминь.
Беквит Гарри. Продавая незримое
Наиболее значительным экономическим преобразованием последних 50 лет в Соединенных Штатах и Европе стал переход к сервису, ориентированному на клиента. По словам автора, ключевую роль в обеспечении успешного перехода сыграла возможность построить прочные отношения с людьми, с которыми вы работаете.
Лучшие цитаты:
Хорошая идея сегодня почти всегда лучше, чем лучшая идея — завтра. Сделайте это немедленно. Бизнес-некрологи полны названий компаний, которые выжидали.
Новый маркетинг — больше, чем способ делать что-то, это образ мышления. Он начинается с понимания отличительных особенностей услуги — ее невидимости и неосязаемости — и особенностей потенциальных потребителей и пользователей этой услуги: их страха, нехватки времени, зачастую нелогичных путей, которыми они приходят к принятию решения, важнейших стимулов и потребностей, определяющих их поведение.
Роберт Чалдини. Психология влияния
Самое главное, продавая товар или услугу, добиться от потенциального покупателя заветного "Да!". Что можно и нужно сделать, чтобы убедить людей обратиться к вам, Боб Чалдини исследует в своей книге. Он показывает, как сильно действия и слова могут влиять на желания и потребности клиентов, коллег и даже ваших конкурентов.
Лучшие цитаты:
Существует группа людей, которые очень хорошо знают, где лежат орудия автоматического влияния, и которые регулярно и умело применяют их, чтобы добиться того, чего они хотят. Такие люди идут от одной социальной встречи к другой, требуя от других уступок своим желаниям, причем их успех поразителен. Секрет этого успеха заключается в том, как они формулируют свои требования, как они вооружают себя тем или иным орудием влияния из числа существующих в рамках социального окружения. «Профессионалу уступчивости» может потребоваться всего лишь одно правильно выбранное слово, которое «включит» внутри нужного человека запись автоматического поведения. И поверьте, эксплуататоры людей быстро учатся извлекать выгоду из нашей тенденции механически реагировать на внешние раздражители в соответствии с общими психологическими принципами.
Джек Траут, Эл Райс. Позиционирование. Битва за умы
Также, как это было актуально 20 лет назад, сегодня книга Эл Райс и Джека Траута остается классикой. Основная мысль - найти нишу, где ваш продукт вписывается в общую потребительскую картину, гармонируя с потребностями людей, и как грамотно позиционировать свой товар.
Лучшие цитаты:
Человеческое сознание не только отвергает информацию, не соответствующую имеющимся знаниям или опыту, но и не содержит последних в достаточном количестве.
Компания, которая первой проникает в сознание с новым продуктом или новой идеей, становится знаменитой. Как бы она ни называлась: «Линдберг», «Смит» или «Белибердянск».
Мартин Линдстром. Buyology: Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя
Вводя неврологию в искусство маркетинга, Мартин Линдстром объясняет, какое влияние на наши мысли и действия оказывают психические силы, о которых мы лишь смутно догадываемся. Что еще более важно, Линдстром показывает, как эти импульсы могут быть научно измерены и затем использованы, чтобы отточить маркетинговую стратегию компании.
Лучшие цитаты:
Покупаем не мы — а наши чувства.
Сегодня в рекламе налицо контраст между миром гламурных моделей и миром обывателей — странные отношения между совершенством и несовершенством. Я полагаю, что в борьбе за потребителя маркетологи все чаще будут использовать принцип отождествления и привлекать в рекламу обычных, но харизматичных людей. Хорошими примерами тому может послужить весьма успешная рекламная кампания Dove «Естественная красота», которая показывает нам реальных женщин с их далекими от идеала фигурами и их реальными историями, а также реклама французской компании Comptoirdes Cotonniers, коллекция одежды которой была разработана реальными матерями и их дочерьми.
Сет Годин. Доверительный маркетинг. Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя.
На протяжении десятилетий ученые рассматривали маркетинг только с точки зрения убеждения потенциального покупателя. Больше рекламы - больше успех. Чаще рекламируешь - сильнее запоминаешься.
Сет Годин перевернул эту концепцию с ног на голову, предложив доверительный маркетинг как способ потребителя стать добровольным участником маркетинговой кампании.
Лучшие цитаты:
Настало время играть по новым правилам в условиях, где дефицитом является внимание, а не производство.
Если Ваших маркетинговых сообщений ожидают, они индивидуальны и существенны, то эти сообщения прорвутся через избыток рекламной информации и расширят знания потенциального клиента о предлагаемых Вами выгодах. Та организация, которая с самого начала сосредоточит внимание на этом процессе, всегда будет в выигрыше по сравнению с остальными.
Стоит ли удивляться, что церковь всегда достигает цели? Ведь на их стороне сам Господь Бог и доверие.
Каден Роберт Дж. Партизанские маркетинговые исследования
Тридцать лет назад, Джей Конрад Левинсон взял маркетинг из мира Mad Men и огромных корпораций и адаптировал его для предпринимателей и малых предприятий.
В предисловии к книге Левинсон, которого считают родоначальником партизанского маркетинга, так определяет его суть:
Это достижение обычных целей, допустим, прибыли или успеха, необычными методами, например, вкладывание в бизнес энергии вместо денег
Эта книга о том, как понимать своих покупателей и искать подход к ним, как проводить маркетинговые исследования с минимальным бюджетом и о том, как достигать поставленных целей обходными путями.
Крис Андерсон. Длинный хвост
В 20-ом веке основной успех имела та продукция, которая была максимально разрекламирована. Время меняется, и со все большим проникновением интернета ситуация сдвигается в сторону нишевых товаров.
В книге Крис Андерсон рассказывает о все прочнее укореняющейся привычке делать покупки и потреблять информацию онлайн, и о том, какие инструменты позволяют учитывать желания каждого конкретного человека.
Лучшие цитаты:
Новые законодатели вкусов — это просто люди, чье мнение уважается. Они оказывают влияние на поведение других, часто поощряя их попробовать то, о чем они раньше и не догадывались. Некоторые из новых законодателей вкусов — традиционные профессионалы: музыкальные обозреватели и кинокритики, редакторы. Разнообразие возрастает, за ним
следуют наши интересы, и спрос на авторитетное мнение присутствует в самых малых из ниш
Ничто в Интернете не обладает абсолютным авторитетом, и можно исследовать множество источников и принять собственное решение. Это конец ортодоксии и «непорочных» организаций и возникновение сложной мозаики информации, которая поощряет и вознаграждает исследования. 60-е годы научили нас сомневаться в авторитетах, но не предоставили инструментов. Теперь эти инструменты есть. Вопрос в том, как ими лучше воспользоваться и избежать постоянной неуверенности.
Чарльз Маккей. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы
В конечном счете, маркетинг - это понимание того, что движет людьми. В то время, как технологии за последние десятилетия сильно изменились, люди остались прежними, поэтому неудивительно, что книга Чарльза Маккея и по сей день классика. Прочтите её, и вы больше не будете удивляться дикой популярности второсортных брендов и вопиющей безвкусице.
Из предисловия:
Изучая историю различных народов, мы приходим к выводу, что, как и у отдельных людей, у них есть свои прихоти и странности, периоды возбуждения и безрассудства, когда они не заботятся о последствиях своих поступков. Мы обнаруживаем, что целые социальные группы внезапно останавливают свои взоры на какой-то одной цели, преследуя которую, сходят с ума; что миллионы людей одновременно попадаются на удочку одной и той же иллюзии и гонятся за ней, пока их внимание не привлечет какая-нибудь новая глупость, более заманчивая, чем первая. Мы видим, как одну нацию, от высшего до низшего сословия, внезапно охватывает неистовое желание военной славы, а другая, столь же внезапно, сходит с ума на религиозной почве, и ни та, ни другая не могут прийти в себя, пока не прольются реки крови и не будут посеяны семена из стонов и слез, плоды которых придется пожинать их потомкам.