Тайны тихий шёпот, громко сквозь времена звенящий
В течении 336 лет тело епископа Педера Винструпа (Peder Winstrup) умиротворённо покоилось в гробу, который находился в крипте Кафедрального собора Лунда. Между тем там было ещё что-то, что скрывалось под серыми сводами «средневекового великолепия». Такая тихая, и в тоже время, невинная тайна, о существовании которой никто не догадывался до сих пор. Однако все тайное, рано или поздно становится явным, во многом благодаря любознательности учёных.
Останки известного теолога XVII века Педера Винструпа, епископа Лундского, сохранились в склепе кафедрального собора практически в идеальном состоянии. Чтобы исследовать состояние тканей, а также выяснить факты о болезнях и образе жизни наместника епархии, эксперты провели рентгеновское и КТ-сканирование его тела.
Никто не предполагал, что им удастся обнаружить ещё что-то помимо, собственно, самого архипастыря. К слову, священнослужитель удивительно хорошо сохранился, как для человека, который умер в 1679 году.
«Одним из главных открытий, которое нам удалось сделать после проведения компьютерной томографии содержимого саркофага стало то, что оказывается, господин Винструп там не один. Так получилось, что всё это время у него был компаньон. Вероятно, это тело младенца, пяти или шести месяцев от роду, которое по каким-то причинам спрятали в ногах лютеранского епископа».
- Пер Карстен (Per Karsten), директор исторического музея при Лундском университете (Lund University Museum)
Открытие стало полной неожиданностью для учёных, которые просто хотели узнать, как жилось «уважаемым людям» в 17-м веке. Изящно украшенный саркофаг внушительных размеров, уже открывали прежде, причем, несколько раз.
Тогда даже сделали чёрно-белое фото, которое-то и дало современным исследователям представление о степени сохранности останков известного теолога: они ожидали увидеть его бородатое лицо, усохшее, но сохранившее узнаваемые черты, узнаваемые благодаря нескольким прижизненным портретам, а также гравюрам из старых книг.
В процессе сканирования выяснилось, что при подготовке к погребению, внутренние органы епископа удалять не стали. При жизни Винструп мучился подагрой, артритом и заболеваниями сердечно-сосудистой системы. На основании высохшей слизи в носовых пазухах, сделали вывод, что епископ был прикован к постели задолго до своей кончины в возрасте 74 лет, а постобразования в легких свидетельствуют о том, что он болел туберкулезом.
Судя по камням в желчном пузыре и следам кариеса на зубах, Винструп злоупотреблял жирной и сладкой пищей. Это было прямым следствием его богатства - в ту пору сахар являлся не самой дешёвой, а значит, доступной вещью среди его современников. Из-за остеоартроза в тазобедренном и коленном суставах священнослужитель должен был испытывать затруднения при ходьбе.
«В его желчном пузыре мы обнаружили несколько крупных камней, что указывает на то, что этот человек любил поесть побольше и пожирнее. Незадолго до смерти, он серьёзно повредил плечо, так что, скорее всего, ему с трудом давались даже простейшие манипуляции: расчесаться или одеть рубашку».
- Каролина Альстрём-Арчини (Caroline Ahlström Arcini), главный антрополог проекта
Прежние исследования не выявляли наличие тела ребёнка, спрятанного в толще трав, которыми наполовину заполнен гроб. Исследователи считают, что малыш появился на свет в результате выкидыша, а возле ног епископа его положили намеренно. Наличие родственных связей между Винструпом и младенцем планируется выяснить при помощи анализа ДНК.
Изображение скелета младенца на дне саркофага, полученное с помощью КТ-сканирования.
Однако уже сейчас, Пер Карстен предполагает, что ребёнок, возможно, был «незаконнорождённым», и по обычаям того времени не мог быть погребён на «освящённом месте», ибо считался «плодом грехопадения». Более того, в те далёкие годы в обществе доминировали специфические представления о судьбе умерших некрещеных младенцев. Учитывая это, по всей видимости, кто-то воспользовался могилой епископа, чтобы достойным образом предать земле тельце своего чада.
Если говорить про личность Его преосвященства, то Педер Винструп был учёным, богословом и коллекционером. Винструпа назначили епископом Лунда ещё при власти датской монархии в 1638-м. Будучи управляющим диоцезом Сконы или, как её ещё называют, Скании, он присягнул на верность шведской короне после заключения мира в Роскилле в 1658 году. Этому предшествовала непродолжительная датско-шведская война.
Кафедральный собор, Лунд, Сконе, Швеция.
Он также является одним из основателей Лундского университета, открывшего свои двери в 1666 году. Думаю, вы тоже найдёте для себя занимательной сию скромную дату. Ну да ладно. Поначалу университет рассматривался как средство «шведификации» бывшей датской провинции, а потом органично стал частью местного научно-культурного ландшафта.
Педер Винструп скончался в 1679 году, но наступил 2015-й, и его могилу вскрыли, чтобы провести всестороннее исследование её содержимого. Кроме, собственно, младенца-приблуды, учёных в ней также удивило то, что тело епископа не бальзамировали. Его тело просто положили на своеобразный «травяной матрац», состоящий из можжевельника и полыни. Подушка, на которой лежит голова, набита хмелем. По мнению ученых, «гербарий» не только маскировал запах, как полагали в эпоху Ренессанса, но и мог способствовать лучшему сохранению останков.
Хотя цвета одежды на Винструпе сильно поблекли, в целом его одеяния прекрасно сохранились, в том числе бархатная шапочка первосвященника и кожаные перчатки. В ближайшее время запланировано проведение ещё ряда тестов, по завершению которых, оба тела будут перезахоронены вместе.