Египетский народ по-прежнему велик, но американцам нужнее
Учёные из Гарвардского университета (Harvard University) воспользовались методами компьютерного моделирования, чтобы реконструировать трон египетской царицы Хетепхерес, которая была сестрой и женой фараона Снофру, а также приходилась матерью Хнум-Хуфу (более известен как Хеопс). Возможно, являлась «регентом» при своём малолетнем сыне до тех пор, пока он не достиг совершеннолетия или оказывала существенное влияние на него в первые годы его правления (около 2,550 лет до н.э.).
Гробницу Хетепхерес открыли в 1925 году в ходе совместной археологической экспедиции Гарвардского университета и Бостонского музея изящных искусств (Museum of Fine Arts in Boston). Погребальная камера, расположенная на глубине 30 м была обставлена некогда роскошной мебелью, от которой по истечению тысячелетий остались лишь ветхие фрагменты.
В 1930-х гг. реставраторы использовали детальные описания, сделанные археологами на месте открытия, чтобы реконструировать некоторые из найденных предметов царского быта. Однако тогда им так и не удалось воссоздать покрытый позолотой деревянный трон Хетепхерес. Как считают археологи, по своей конструкции он является одним из самых сложных предметом мебельного искусства, которые дошли до нас со времён строительства Пирамид Гизы.
То развитие, которое компьютерные технологии получили в последнее время позволило новому поколению археологов претворить в жизнь планы своих предшественников: чтобы изготовить довольно сложное по своей конструкции кресло, группа гарвардских учёных разного профиля разработала цифровую 3D-модель гробницы, а также обнаруженных в ней артефактов. Затем при помощи сверхточного 5-осевого фрезерного станка они воссоздали точную копию трона, которая даже в мельчайших деталях не отличается от оригинала.
По словам учёных, чтобы изготовить столь сложную деревянную конструкцию из кедра, покрыть её позолотой, украсить керамическими фигурками птиц и жуков, а также замысловатым орнаментом, кроме современных технологий понадобились сведения о технике работы с декоративными материалами, которой пользовались древние мастера 4,500 лет назад.
«Это экспериментальная археология, - говорит Расc Гент (Russ Gant), художественный руководитель проекта. - Мы хотели лучше разобраться в том, какими технологиями пользовались во времена фараонов, а не просто изготовить копию древнего трона, которая бы выгладила точь-в-точь как оригинал».
Работая над реконструкцией царского трона, учёным удалось больше узнать о мебельном искусстве Древнего Египта, но значение символов, которые украшают трон царицы пока остаётся для них загадкой.
Идея сделать копию трона родилась благодаря проекту «Гиза» («Giza Project»), на сайте которого собрана детальная информация об археологических находках, которые хранятся в египетских музеях, записки археологов, их дневники, фотографии с раскопок, а также виртуальные 3D-копии известных памятников прошлого и карты великих пирамид.