Архив Манхоффа: опубликовано ранее неизвестное видео похорон Сталина
Уникальные цветные кадры
Кадры, сделанные американским дипломатом с балкона американского посольства - единственное известное нам независимое видеосвидетельство траурной процессии.
Майор армии США Мартин Манхофф был в Москве уже более года, когда 5 марта 1953 года в «Правде» появилось сообщение о смерти вождя. В документах из его архива нет записей относительно его реакции на это событие.
Впрочем, доподлинно известно, что помощник военного атташе американского посольства оставил след в истории - снял на плёнку похороны Иосифа Сталина.
Фото: Douglas Smith
В объектив его камеры попали солдаты почётного караула в длинных шинелях. Солдаты образуют длинный коридор, по которому тело Сталина везут на Красную площадь.
За артиллерийским лафетом, на котором покоится гроб, следует процессия из высокопоставленных лиц - члены Политбюро и другие чиновники. В их руках - массивные похоронные венки.
Крупным планом показан гроб, обтянутый красной материей. На его крышке лежит знаменитая сталинская фуражка. У изголовья, на крышке - окошко. Вероятно, оно там для того, чтобы все желающие могли видеть лицо вождя.
Камера переключается на лафет, который тянет упряжка из шести лошадей в сопровождении солдат караула и первых лиц государства. Солдаты держат винтовки Мосина с примкнутыми штыками. За ними следуют тысячи людей.
На других фото, сделанных в тот день официальными советскими фотографами - весь пантеон лидеров коммунистической партии: Никита Хрущёв, Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов и другие.
Манхоф направляет камеру в сторону Красной площади, где у мавзолея Ленина столпились сотни официальных лиц, чтобы послушать траурные речи выступающих на трибуне членов Политбюро.
Затем гроб с забальзамированным телом Сталина заносят в мавзолей Ленина и ставят рядом с телом того, из рук которого он принял власть.
Фильм Мартина Манхофа - пожалуй, единственный в своём роде. Уникальным его делает то, что большая часть кинохроники похорон Сталина - если не вся - сделана советскими государственными СМИ.
Некоторые из таких материалов использовались западными журналистами - например, Би-би-си.
Лучший образец этого жанра - официальный документальный фильм 1953 года под названием «Великое прощание». Его сняла Центральная студия документальных фильмов.
Манхоф, когда работал над своим фильмом, был чиновником, а не частным лицом, поэтому есть основания полагать, что отснятый им материал попал на стол аналитиков ЦРУ, которые пытались понять, кто станет преемником Сталина.
Аматорское качество съёмки, отсутствие монтажа и фильтров делают этот фильм уникальным свидетельством поворотного момента советской истории.
В одной из сцен, которую ему удалось снять из окна американского посольства, мы видим, как толпа движется по Манежной площади в сторону Кремлевского проезда, ведущего на Красную площадь.
На других кадрах - солдаты из оцепления, стоящие на страже у Кремлёвского проезда, прыгают на месте и хлопают в ладоши, чтобы согреться в холодный мартовский день. Такого не увидишь в официальной кинохронике.
По словам Дугласа Смитта, историка из Сиэтла, который обнаружил коллекцию и опубликовал некоторые из её материалов, считает, что именно такие сценки советской повседневности - без прикрас и ретуши - придают плёнкам особую, человеческую уникальность.
Эти фото- и видеоматериалы принадлежали майору Мартину Манхофу. Он провёл в Советском Союзе пару-тройку лет. В начале 1950-х гг. он служил помощником военного атташе при посольстве США. Здание дипмиссии располагалось рядом с Красной площадью.
Будучи фотографом-любителем, он в полной мере воспользовался своим дипломатическим статусом, чтобы исколесить «Страну советов», попутно снимая на плёнку мгновения из повседневной жизни её жителей - как в столице, так и в провинции.
В 1954 году майора обвинили в шпионаже и он был вынужден покинуть СССР, но прихватил с собой катушки с 16-миллиметровой плёнкой и сотни цветных слайдов и негативов, которые сделал за два года пребывания в стране.
После его возвращения в США, материалы оказались не востребованы и долгое время пылились в коробках в подсобке автомастерской, пока их не обнаружил историк Дуглас Смитт.