Могила управляющего Русско-Американской компании помогла раскрыть тайну «Невы»
«Выжившие»: на Аляске обнаружен лагерь российских моряков
В зимний шторм 1813 года, следуя к отдалённым поселениям на северо-восточном побережье Аляски, шлюп «Нева» сел на мель, получил пробоину и затонул.
Команда корабля состояла из 58 человек. В тот день половина из них погибла. Выжившие доплыли до берега.
Там они провели месяц, прежде чем их спасли, но за это время ещё двое умерли от переохлаждения.
Потерпевшие кораблекрушение проявили немалую смекалку, чтобы сделать из выброшенных на берег обломков необходимые для выживания предметы.
Например, они изготовили рыболовные крючки из медной обшики, а пули утачивали, чтобы те могли войти в стволы мушкетов меньшего калибра.
Найденные артефакты рассказывают о русской смекалке и возможностях импровизации в экстремальной ситуации.
Хотя история «Невы» - общеизвестна на Аляске, точное место, где покоятся останки корабля, а также место стоянки моряков до последнего времени оставались загадкой. Также было неизвестно, каким образом людям удалось выжить зимой в суровых условиях дикой природы.
«Нева» - легендарный корабль. Многие жители северо-востока Аляски знают эту историю», - рассказал Fox News Дэйв МакМахан, археолог и руководитель экспедиции.
В 1803 году Россия приобрела судно в Великобритании. «Нева» - одно из первых двух российских судов, совершивших кругосветное плавание.
В 1804 году корабль участвовал в битве при Ситке - вооружённой стычке во время русско-тлинкитской войны (обстрелял аборигенов из пушек).
Шлюп вышел из Охотска летом 1812-го и взял курс на Восток. С погодой сразу не заладилось: многочисленные бури изрядно потрепали корабль.
Кораблекрушение было последним в длинной череде несчастий, постигших «Неву».
По данным историков, капитан корабля утонул ещё в порту во время осмотра судна, а 15 членов команды погибли в пути от цинги и нехватки пресной воды.
Местная легенда гласит, что шаман тлинкитов проклял корабль за его роль в битве при Ситке, а место, где корабль сел на мель, считалось у тлинкитов священным.
Топоры
Пряжка
Евгения Аниченко осматривает фрагмент медной обшивки
Гвоздь, крючок, пули и кремни
Дьякон Герман Мэдсен проводит службу за упокой погибших
МакМахан с его коллегами из России и США начали собирать подробные сведения об истории кораблекрушения после того, как в 2012 году в устье Ситки, на острове Крузов нашли топоры. Позже в ходе раскопок учёные выявили другие предметы обихода: листовую медь и мушкетные пули.
А вот поиски обломков «Невы» не увенчались успехом: скалистые берега острова Крузов сложены из вулканической породы, богатой на железо, поэтому локальная магнитная аномалия сделала невозможным использование магнитометра. Вместо него археологи использовали гидролокатор, но и это не принесло результата.
«Железо - возможно, одна из причин, по которой «Нева» села на мель, - рассказал МакМахан. - В той местности магнитный компас буквально сходит с ума».
МакМахан добавил, что поиски затрудняло наличие огромного количества бурых водорослей на дне океана.
Среди других причин, почему обломки корабля не удалось найти - за последние 200 лет уровень морского дня в этом районе значительно поднялся, поэтому их следует искать не в воде, а на суше.
«Мы искали на пляже, а нужно было ближе к центру острова», - добавил он.
В 2016 году, после многолетних поисков археологам удалось сделать одну из самых важных находок - могила, в которой, как полагают, лежит прах Тетрия Степановича Борноволкова.
Титулярный советник Тетрий Степанович был самым высокопоставленным пассажиром на борту «Невы».
Борноволков следовал на Аляску, чтобы сменить купца Александра Баранова на посту главного правителя Русско-Американской компании.
Тетрий Степанович не добрался до Ново-Архангельска - административного центра Русской Америки. Он не утонул, но умер от переохлаждения.
Русско-Американская компания финансировалась государством. Её основной задачей была колонизация Северной Америки: создание новых поселений и развитие торговли между империей и Новым Светом.
После продажи в 1867 году русских колоний в Америке США Ново-Архангельск переименован в Ситка.
Флаг Русско-Американской компании
Ново-Архангельск, 1837 год
Подписание договора о продаже Аляски