Русский царь инсценировал свою смерть, чтобы стать праведным старцем
Все тайное, рано или поздно становится явным
«Благословенный самодержец», который, как считается, преждевременно ушел из жизни, мог инсценировать свою смерть и изменить личность.
Возможно, что в то время как страна оплакивала кончину Александра I в 1825 году, он направлялся в Сибирь, вероятно, планируя полностью «удалиться от мира» и посвятить себя служению Богу. Такие выводы были сделаны в ходе нового исследования, авторы которого утверждают, что Александр I не умер от болезни, а жил еще 39 лет, став сибирским старцем.
Смерть Александра I в Таганроге (литография XIX века).
Согласно официальной версии, правитель, прославившийся победой над Наполеоном и присоединением к Российской империи Финляндии и Польши, скончался от тифа 1 декабря 1825 в Таганроге в возрасте 47 лет. К слову, его супруга - Елизавета Алексеевна, скончалась спустя несколько месяцев после мужа.
В народе бытует легенда, что после того, как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским отшельником-скитальцем, она последовала его примеру. По слухам, скрываясь от гнетущей её суеты двора и постоянных интриг вдовствующей императрицы, Елизавета «отреклась от мира» и стала Верой Молчальницей - православной подвижницей Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, которая 23 года хранила обет молчания.
После смерти царя, на трон взошёл его младший брат - Николай I. Но 12 лет спустя в Томске появился «таинственный монах», который говорил на нескольких иностранных языках, отличался изысканными манерами и был довольно хорошо осведомлён о столичных нравах «александровского времени».
Старец говорил современникам, что он бездомный, и не в состоянии вспомнить свое прошлое. Еще до революции в России ходили слухи о личности этого «таинственного старца», который стал известен как Федор Кузьмич.
Так, по воспоминаниям Льва Толстого, поводом для сплетен послужили несколько странных обстоятельств, сопровождавших смерть монарха. Во-первых, Александр, который никогда серьезно не болел, умер вдали от дома. Во-вторых, свидетели погребения уверяли, что внешность императора сильно изменилась, и именно поэтому организаторы похорон спешно закрыли крышку гроба.
Посмертная маска императора Александра I.
Также Толстой приводил слова, якобы сказанные старцем: «Если бы я не сказал правду о себе, то небеса были бы удивлены, если я признался бы во всём - земля была бы удивлена». Писатель добавлял: «При жизни о нём ходили странные слухи. После смерти о старце заговорили ещё больше. Не только простой люд верил в эту легенду, но и многие члены царской семьи. Было известно, что Александр хотел оставить всё, отречься от мира, странствовать и посвятить себя Богу».
Дом градоначальника Таганрога Панкова, в котором поселились августейшие супруги по приезде в Таганрог.
Существует теория, согласно которой император страстно желал посветить себя духовной жизни, потому что искал прощения за убийство своего отца, Павла I. Историки сомневаются, что Александр был непосредственным участником покушения, но в это время он присутствовал во дворце, и заговорщики определенно сыграли ему на руку.
Теперь же президент Русского графологического общества Светлана Семенова, проанализировавшая почерк Александра I и Федора Кузьмича, пришла к выводу, что он принадлежит одному тому же человеку.
«Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек. Малозаметные символы с возрастом не изменились. Единственная разница - в рукописи старца в 82 года он весь переместился в духовный мир. То есть появилась аркообразность, круглость почерка», - подчеркнула графолог.
Тем не менее, по ее словам, сходство ключевых особенностей обоих почерков заметны во всех предоставленных ей документах. Результаты своего исследования она представила в ходе научного форума «Дважды вошедший в историю: Александр I - старец Федор», который проходил в Томске.
Профессор Парижского института восточных языков и цивилизаций Андрей Рачинский заявляет, что царь Александр III хранил в своем кабинете портрет томского старца рядом с картинами, изображающими его коронованных предшественников. Кроме того перед смертью Федор Кузьмич якобы оставил «зашифрованное послание» в виде сочетания букв АП, что соответствует имени и отчеству императора - Александр Павлович. А позже вещи старца были переданы духовнику царской семьи.
«Фёдор Кузьмич на смертном одре» (рисунок неизвестного художника, 22 января 1864 года).
Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, могла бы генетическая экспертиза, возможность проведения которой не исключают специалисты Российского центра судебной экспертизы. Томская епархия Русской Православной Церкви в лице архиепископа Ростислава заявила, что не будет возражать против проведения идентификации останков старца, но и не станет сама инициировать подобное исследование.
Богородице-Алексеевский монастырь, Часовня Феодора Томского. Открытка начала XX века.