«Ветер, уголь и атом»: история авианосцев в фотографиях
Самые длинные и широкие в мире
В настоящее время авианосцы являются крупнейшими военными кораблями из когда-либо построенных.
Как правило, современный авианосец имеет на борту авиакрыло, в состав которого могут входить истребители, штурмовики, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения, противолодочные и самолеты радиоэлектронной борьбы.
Наряду с этим, такой корабль располагает небольшой группой вертолетов, в числе которых могут быть поисково-спасательные, разведывательные, противолодочные и транспортные машины.
Современный авианосец имеет мощную энергетическую установку и несёт большой запас авиатоплива и авиавооружения, что позволяет ему длительное время действовать вдали от родных берегов.
С учетом того, что новейшие авианосцы находятся в центре внимания, мы рассмотрим эволюцию современных кораблей этого типа.
9. 14 ноября 1910 года пилот Юджин Эли (Eugene Ely) успешно взлетел с палубы переоборудованного крейсера «Бирмингем» (USS Birmingham).
Это произошло в районе Хэмптон-Роудс, что в устье Чесапикского залива, штат Вирджиния (Hampton Roads, Virginia).
Это первый успешный взлет самолета с палубы корабля.
8. «Лэнгли» (CV-1 Langley) - первый авианосец в составе Военно-морских сил страны.
Впрочем, никакой он не авианосец: в 1922 угольщик «Юпитер» переоборудовали, надстроив полетную палубу.
Опыта строительства таких кораблей было мало, поэтому проект изобиловал недостатками, которые устраняли уже в процессе эксплуатации «плавучего аэродрома».
План был довольно прост и рассчитан на минимальные изменения в конструкции корабля.
При переоборудовании транспорта в авианосец, часть угольных погребов для балласта залили бетоном.
Ходили слухи, что для увеличения веса в бетон опустили орудия, снятые с линейных крейсеров.
По этому поводу шутили, что самыми большими орудиями на флоте вооружён «Лэнгли».
До 1938 году судно считалось экспериментальным: на нем отрабатывались технологии и методики.
После очередной реконструкции авианосец переквалифицировали в авиатранспортный корабль.
В этом качестве он и закончил свою службу, когда с началом Второй мировой войны был потоплен японской авиацией.
Угольщик «Юпитер» построили в числе однотипной серии кораблей.
Всего таких на воду спустили 4 штуки.
В разное время все три его «одноклассника» пропали без вести в Бермудском треугольнике.
7. Изначально боевой корабль, который впоследствии получит прозвище «Леди Лекс», на стапеле закладывался как тяжёлый линкор.
В 1922 году Америка подписала Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений, что вынудило флот утилизировать часть уже существовавших линкоров и пересмотреть свои планы на их строительство.
Недостроенный крейсер переоборудовали в авианосец.
Массивная надстройка, просторный ангар, два самолётоподъёмника и установленная на носу «катапульта» - всё это отличало его от предшественника и делало настоящим авианосцем.
В наследство от линкоров «Лексингтон» (USS Lexington (CV-2)) также получил бронирование корпуса вплоть до полетной палубы.
Но броня не помогла ему выдержать попадание японской торпеды в годы Второй мировой войны.
6. USS Enterprise (CV-6) - наиболее отличившийся, а потому знаменитый корабль в годы войны на Тихом океане.
«Большая Е», как его называли моряки, принимал участие почти во всех крупных морских сражениях с японцами, в том числе рейде на Токио 1942 года, битве у атолла Мидуэй, кампании на Соломоновых островах, сражении у Марианских островов, Филиппинской операции, захвате Окинавы, а также в боях в заливе Лейте и Гуадалканальской кампании.
Все регалии не спасли корабль от списания на слом в 1947 году.
5. В 1942 году недостроенный корпус крейсера перелицовали в авианосец.
Корабль назвали USS Independence (CVL-22).
На протяжении всей войны такие корабли как он были главными типом судов в классе легких авианосцев.
После войны использовался как мишень при испытаниях атомного оружия у атолла Бикини, но остался на плаву, после чего отбуксирован в Сан-Франциско.
Потоплен летом 1951 при испытании новых видов оружия.
4. «Энтерпрайз» (USS Enterprise (CVN-65)) - пионер «ядерного кораблестроения».
Это первый авианосец с ядерной силовой установкой и восьмой корабль, носивший такое имя в американском флоте.
Одной загрузки ядерным топливом хватало на 13 лет службы.
Из-за крайней дороговизны первый и единственный корабль своего проекта.
Это фото сделано у берегов Калифорнии, зимой 1978 года.
Корабль ввели в эксплуатацию в 1961, а списали в 2012 году, чтобы пустить на слом в 2017-м.
3. Персидский залив, 23 марта 1993 года.
Ядерный авианосец USS Nimitz (CVN-68) с высоты птичьего полета в первый день операции «Южный дозор» (авианосец обеспечивал соблюдение Ираком режима «бесполетной зоны»).
2. «Джеральд Р. Форд» (USS Gerald R. Ford (CVN-78)) - головной сверхтяжёлый корабль одноимённого типа.
Как ожидается, он придёт на смену авианосцам типа «Нимиц», состоящим на службе с 1975 года.
«Форд» окрестили 9 ноября 2013 года и сейчас он достраивается на верфи «Huntington Ingalls Industries Newport News Shipyard».
На фото: «Джеральд Р. Форд» стоит в сухом доке.
1. Авианосец HMS Queen Elizabeth строится на верфи «Росайт», Шотландия.
Это головной корабль проекта «Королева Елизавета». Королевский ВМФ заказал два таких «суденышка».
В состав его авиакрыла войдут многоцелевые самолеты 5 поколения с малой радиолокационной заметностью F-35B Lightning II и вертолеты Merlin с обычной заметностью.