«Летающее крыло» H-20: бомбардировщик будущего
Стелс-стелс-стелс
В последнее время Китай и его оборонная промышленность сильно продвинулись вперед. Во многом этому способствует то обстоятельство, что китайцы научились делать хорошие «ксерокопии» чужой техники.
Но есть ключевой пробел, точнее, пропасть, которая лежит между Китаем и его стремлением стать крупной военной державой - это отставшая от жизни дальняя авиация ВВС.
Сейчас на вооружении китайцев стоят невероятные самолёты H-6K, которые являются лицензионной копией советского бомбардировщика Ту-16.
Этот красивый самолет был создан в начале 1950-х годов, и с тех пор не раз модернизировался. В России он завершил службу в 1993-м, зато Китай использует эту модель до сих пор.
За годы производства китайские специалисты улучшили авионику машины и увеличили ёмкость её топливных баков, чтобы дальность полета стала большей.
Советский Ту-16 и его китайские «клоны»
Модернизационный потенциал советского ветерана исчерпан и Китай ищет ему замену. В сентябре 2016 года командующий китайскими ВВС подтвердил, что его страна создаёт необычный самолёт.
Всё настолько серьёзно, что даже американцы приняли этот факт: доклад Министерства обороны США о состоянии китайских вооруженных сил за 2017 год подтверждает слова китайского генерала.
В общем, наряду с созданеим современных ракет и активизацией строительства военных баз в Тихом океане Китай ведет разработку следующего поколения стратегических бомбардировщиков с использованием прямо-таки очень новых технологий.
Лётно-технические характеристики самолёта H-20
Будущий стратегический бомбардировщик, неофициально известный как H-20, будет построен по аэродинамической схеме «летающее крыло», которая призвана обеспечить радиолокационную скрытность самолёта.
Как и все «средства воздушного нападения» родом из Поднебесной, над новым самолётом работает государственная фирма Xian Aircraft Corporation.
Как и всё в Китае, H-20 - это большая тайна.
Однако несмотря на то, что облик будущей машины известен пока только в виде эскизных проектов, эксперты уже высказывают предположения насчет её технических характеристик.
Например, поскольку H-20 стратегический бомбардировщик, он должен иметь дальность порядка 10 тысяч км, чтобы летать далеко и бомбить другие континенты.
Чтобы дальние перелёты имели хоть какой-нибудь смысл, военный самолёт должен брать на борт много опасных бомб - 10 или 20 тонн, ввиду чего ему потребуется четыре мощных двигателя.
Этими моторами, скорее всего, будут турбовентиляторные Shenyang WS-10, что обеспечит порядка 8 тонн тяги от каждого «движка».
Это и многое другое делает китайца похожим на американский B-2 «Спирит» фирмы Northrop Grumman, «летающее крыло» с четырьмя похожими двигателями (его максимальная скорость - 1000 км/ч).
Китайский двигатель Shenyang WS-10 и американский B-2 «Спирит»
Вооружение
Основу арсенала китайского «стратега», скорее всего, составят как «умные» свободнопадающие бомбы так и, вероятно, крылатые ракеты большой дальности CJ-10К.
Всё оружие будет размещаться во внутренних грузовых отсеках.
Крылатые ракеты CJ-10К
В будущем репертуар вооружения может расшириться за счёт крылатых ракет GB-6A, в которых использованы технологии пониженной радиолокационной заметности для преодоления систем ПВО.
И не забываем про гиперзвуковые ракеты!
Стелс-ракета GB-6A
Модификации
Вполне возможно, китайцы допускают, что H-20 мог бы действовать как воздушный командный пункт, что особенно актуально ввиду их последних опытов в области беспилотной техники.
Военно-воздушные силы США, к слову сказать, тоже заявили о планах использовать свой перспективный стелс-бомбардировщик B-21 «Райдер» с той же целью.
Другой
Концепцию H-20 часто путают с другим туманным проектом сумрачного китайского гения - сверхзвуковым бомбардировщиком среднего радиуса действия, известным как JH-XX. Это совершенно другой самолет, но «оно» стоит того, чтобы его упомянуть.
Мир впервые увидел его в 2013 году на авиашоу в виде модели. Самолёт, по неподтвержденным данным, будет иметь взлетный вес 80-100 тонн и сверхзвуковую скорость.
30-метровую махину, похоже, оснастят грузовым отсеком для перевозки противокорабельных ракет и отсеками меньшего размера по обеим сторонам фюзеляжа, в которых могут находится ракеты типа «воздух-воздух».
Заявленный радиус действия самолета - 2500 км. Этого вполне достаточно, чтобы угрожать американским авианосцам в Тихом океане и долететь до американской военно-морской базы на острове Гуам.
Но как бы там ни было, не стоит забывать, что сейчас у китайцев большие проблемы с двигателями, достаточно компактными, мощными и надёжными.
Это может подрезать крылья их амбициям.