Boeing показала концепцию гиперзвукового космоплана и самолёта
Верхом на пуле
В мире авиации возрождается интерес к идее создания сверхзвукового самолета - на этот раз всё серьёзно.
В этом убедились гости Американского форума аэронавтики и астронавтики SciTech во Флориде.
Авиаконструкторы фирмы «Боинг» поделились своими соображениями на тему летающих машин, которые непохожи на все остальные.
Нам показали макет гиперзвукового самолета, который, по словам его создателей, будет летать в пять раз быстрее звука (5 чисел Маха). Мысль, дразнящая и прекрасная одновременно!
Лётный образец будет оснащаться двумя типами моторов.
В зависимости от режима полёта будут задействованы разные двигатели: во время взлета и посадки, когда скорость невелика - обычный турбовентиляторный двигатель, как на гражданском авиалайнере.
Во время полета на гиперзвуковых скоростях включится второй двигатель, который работает только на трех Махах.
И хотя самолёт существует пока только в виде макета, «Боинг» обещает, что проект может стать реальностью в ближайшие 10-20 лет.
Скорее всего, этот летательный аппарат будет использоваться в качестве разведчика или стратегического бомбардировщика.
По стопам отцов
Нынешняя разработка рассматривается некоторыми экспертами продолжением идей, заложенных в гиперзвуковой крылатой ракете Boeing X-51A Waverider - это всё тот же клиновидный моноплан с двухкилевым вертикальным оперением, чтобы максимально уменьшить сопротивление воздуха.
Предполагается, что длина перспективного самолета будет сопоставима с длиной стратегического сверхзвукового разведчика Lockheed SR-71 Blackbird (33 метра).
В то же время отмечается, что представленная аэродинамическая схема это лишь одна из нескольких концепций, которые рассматриваются на роль основной.
Взгляды на будущее
Дальнейшая судьба проекта Boeing зависит от решения американских военных.
«Люди в форме» проведут конкурс проектов и выберут подходящий вариант для его дальнейшего развития в рамках двух исследовательских программ ведомства DARPA: Advanced Full Range Engine (гиперзвуковой двигатель) и Turbine-Based Combined Cycle (турбореактивный двигатель с комбинированным циклом).
Если решение будет положительным, Boeing продолжит разработки, но потребуется некоторое время, прежде чем летательный аппарат выйдет на этап изготовления лётного образца.
Сначала компания изготовит демонстратор технологии, оснащенный одним двигателем. По размерам он будет сопоставим с истребителем F-16 Falcon (15 метров).
Только после этого будет построена полноразмерная версия с двумя двигателями.
Подытожим: презентация компании Boeing свидетельствует об обострении конкуренции в сфере создания сверхзвуковых самолётов.
Постепенно страны-разработчики отходят от теоретических моделей, чтобы начать поиски путей практической реализации проектов.