Алгоритмы, читающие лица, и нарушение частной жизни
Люди часто выражают эмоции в мимолетных движениях лица, заметных только близкому человеку или искусному игроку в покер.
Но теперь появилась программа, которая использует покадровый видеоанализ для чтения мускульных изменений, которые появляются на наших лицах на милисекунды, как признак таких эмоций, как счастье, печаль и отвращение.
Благодаря программе, читающей лицо, веб-камера компьютера способна определить недоумение на лице студента и дать ему дополнительный урок. Или компьютерные игры со встроенными камерами могут регистрировать, как люди реагируют на ход игры, и увеличивать темп, если они скучают.
Но быстро развивающаяся технология далека от совершенства, еще осталось множество вопросов, касающихся частной жизни и наблюдения.
Со времен Дарвина ученые систематически анализировали выражения лиц и пришли к выводу, что многие из них универсальны. Люди удивительно последовательны в манере морщить носы, например, или в движениях бровями, когда они испытывают определенные эмоции. Люди способны научиться замечать изменения лицевых мышц и отличать наиболее популярные выражения по фотографиям и видео. Теперь этому можно научить и компьютеры.
Этим занимаются такие компании, как Affectiva в Уолтеме, Массачусетс, и Emotient в Сан-Диего. В течение двух с половиной лет Affectiva использовал веб-камеры, чтобы накопить и классифицировать приблизительно 1,5 миллиарда эмоциональных реакций людей (которые предварительно на это согласились), зарегистрированных в ходе просмотра видеофильма, говорит Рана Эль Калиоуби (Rana el-Kaliouby), соучредитель компании и старший научный сотрудник. Эти записи стали базой данных для создания программы, читающей лицо, которая будет предложена разработчикам мобильного программного обеспечения в середине января.
В Affectiva обеспокоены тем, что их программа будет излишне вмешиваться в личную жизнь людей. Но доктор Калиоуби уверяет, что ни одно из грядущих приложений с использованием их программного обеспечения не способно записывать на видео лица людей.
До сих пор алгоритмы компании использовались, главным образом, для установления реакции на рекламу, трейлеры и телешоу. Намного дешевле использовать программу анализа лиц, чем нанимать людей, умеющих по ним читать.
Среди клиентов Affectiva Unilever Марс и Coca-Cola. Исследовательское агентство Millward Brown утверждает, что с помощью своей технологии Affectiva протестировал около 3 000 рекламных роликов.
Программа, считывающая лица, едва ли даст 100-процентно точный результат, говорит Тадас Балтрушайтис (Tadas Baltrusaitis), кандидат философских наук в Кембриджском университете, он написал несколько работ по автоматическому анализу выражений лица. Алгоритмы стали лучше, но «они не идеальны, и, вероятно, никогда таковыми не станут», считает он.
С помощью Google Glass и других устройств с камерами, подключенными к Интернету, люди получат ключ к разгадке реакции собеседников, программа через наушники будет переводить выражения лица.
Но эта технология предполагает запись на камеру, что является вторжением в частную жизнь, говорит Джинджер Маккол (Ginger McCall), адвокат и защитник частной жизни в Вашингтоне.
Маккол процитировала несколько правительственных отчетов, включая отчет Научно-исследовательского института национальной обороны этого года, в котором обсуждается эта технология и ее возможное применение в аэропортах.
Она сказала, что программы могут использовать службы знакомств, при условии, что обе стороны согласны на изучение их лиц через веб-камеры. «Но без согласия», подчеркивает Маккол, «это будет проблематично, а ведь эту технологию можно легко применить без уведомления».