Важна ли правильная бизнес-стратегия?
7 самых заметных бизнес-промахов в истории
История человечества сплошь и рядом полна промахов и упущенных возможностей. На протяжении столетий, принятие неудачных решений было прерогативой прежде всего политиков, бизнес-лидеров, а также всевозможных претендентов на Премию Дарвина из числа обычных смертных. Всеми своими деяниями они вызывали и продолжают вызывать улыбку у всех нас.
Наверное, всё дело в том, что плохие решения это органичная часть жизни. Они попросту вплетены в ткань бытия и с этим ничего не поделаешь. Примечательно, что некоторые промахи имеют куда более тяжёлые последствия, чем другие. В мире бизнеса промахи не редкость. Они бывают часто и происходят у всех на виду. Иногда, решения бизнес-лидеров могут казаться полным безумием, в конечном итоге, являясь одним из проявлений странностей гения. С другой стороны, подобные ошибки могут стоить многого, доказывая то, что всё имеет свою цену. Маленькие промахи, но так много они стоят для общего дела.
В то же время, бывают случаи, когда ошибочные решения отменяются ещё до того момента, когда их последствия стали бы необратимыми или нанесли непоправимый ущерб компании. Например, когда новый менеджмент Netflix - одного из лидеров на американском рынке потокового мультимедиа, не дал ход решению предшественников о разделении фирмы на две независимые части компании. Старые умы ушли вместе с командой аналитиков и это помогло делу.
Тем не менее, не всем так везёт. В истории бизнеса отголосками звенящего эха доносятся до нас последствия неудачных решений, которые уже необратимы в своих последствиях. Мы можем только гадать, каким бы был этот наш мир, если бы в далёком или совсем недавнем прошлом, кто-то решил бы поступить иначе. Мы жили бы в совсем другом мире, поверьте мне!
Начиная от больших корпоративных приобретений и заканчивая решениями отдельных воротил сосредоточить всё в своих руках. История изобилует такими примерами. В нашем списке, мы собрали вместе некоторые наиболее впечатляющие и самые вопиющие примеры того, как не нужно делать, если вы хотите достичь успеха в бизнесе. Прочитайте это и попытайтесь представить, каким бы мог быть мир, если бы маятник судьбы качнулся в другую сторону.
Луизианская покупка
С американской точки зрения, сделка по приобретению такой обширной территории, выглядит более чем успешной. Для противоположной стороны, тем не менее, это было вынужденное, но ошибочное решение. Размер приобретённых территорий, составил ошеломительные 2 млн км². К тому времени, эти земли, богатые на природные ресурсы «созрели» для того, чтобы кто-то их прибрал к рукам, отобрав у погрязшей в европейских войнах метрополии. Справедливости ради стоит отметить, что это было не строго деловое решение, а скорее, набор политических интриг, шантажа и компромиссов. За $11,000,000 Соединённые Штаты получали от Франции так много, заплатив ей так мало. Почти вся область Великих равнин и часть Среднего Запада перешли к новому хозяину со всеми своими скрытыми богатствами. Думаете, Франция хотела бы вернуть всё это обратно? Особенно, когда они продали всё это богатство за половину того, что Коби Брайант зарабатывает за год.
Попытки Excite купить Google
На секунду представьте себе мир без Google. Это тяжело себе вообразить, но когда-то, давным-давно, будущий гегемон был всего лишь молодой компанией, искавшей своё место под Солнцем среди конкурентов из Кремниевой долины. Оказывается, что интернет-портал Excite, который со временем стал частью Ask.com, имел все шансы купить Google по сходной цене в $750.000. Подумать только, некоторые автомобили стоят дороже. Как бы там ни было, но Excite по сей день отрицают сам факт того, что эта сделка могла произойти. Сегодня стоимость Google оценивается в $365 млрд.
День, когда Кола могла измениться или исчезнуть навсегда
Хотя большинство представителей молодого поколения даже не знают этого, но было время, когда Coca-Cola в том её виде, в котором мы все её знаем сейчас, могла попросту исчезнуть или выйти из моды, оставшись достоянием истории коммерческого успеха и популярности. Всё случилось в тот самый миг, когда первая банка с новой газировкой была продана где-то на бескрайних просторах Америки. 28 апреля, 1985 года компания решила поменять старую формулу знакомого всем напитка и предложить потребителям что-то новое. Изменив классический вкус Колы за более чем столетие с начала её продаж, компания рисковала потерять благосклонность всех своих старых почитателей. Оказалось, что новая Кока-Кола никому не пришлась по вкусу. Продажи стали падать, а возникшее неприятие среди потребителей по отношению к новой шипучке, могло привести корпорацию к банкротству. Новая Кола продавалась всего 79 дней, прежде, чем оригинальная рецептура снова заняла своё заслуженное место на конвейере среди других продуктов компании.
Kodak и её упущенные возможности
Хотя у большинства из нас эта фирма ассоциируется прежде всего с её одноразовыми «мыльницами» и качественной фотоплёнкой, но когда-то, в своё время, компания имела внушительный потенциал для развития на рынке высокотехнологичных устройств. Например, специалисты компании были первыми, кто разработал и запатентовал цифровую камеру, а также то, что теперь известно как мобильный телефон. Вместо того, чтобы и дальше развивать эту технологию, а потом продвигать на рынке, руководство компании решило просто запатентовать новую технологию и отложить её в долгий ящик в архиве. Они считали, что эти новые, во многом, непроверенные устройства, вытеснят с рынка их собственные, испытанные временем продукты. Это не что иное, как вопиющий пример упущенных возможностей. Поступи компания по-другому, то сейчас она могла бы быть среди Apple, Microsoft и Google.
Как Blockbuster Video LLC покушался на Netflix
Учитывая то, насколько в наши дни популярен среди американцев сервис потокового вещания Netflix, трудно себе представить, что всего этого могло и не быть. Задолго до эры потокового мультимедиа, балом правили видеопрокаты, а Blockbuster Video LCC был королём в этом мире кассет и видеомагнитофонов. По-видимому, руководство компании, не сумело спрогнозировать кардинальные изменения конъюнктуры на рынке в обозримой перспективе, когда им представилась возможность купить перспективный интернет-сервис Netflix всего за $50 млн в начале 2000-х гг. Тогда в Blockbuster Video решили не покупать сервис. В конечном счёте, это решение привело компанию к падению спроса и забвению, в то время, как Netflix развивался не по дням, а по часам. В то же время, рынок проката DVD-дисков по большей части отошёл к таким игрокам, как Redbox и Family Video.
Уильям Ортен (William Orten) на пути у телефона
На сей раз, мы ещё раз вернёмся в далёкую историю, а именно в 1870-е гг., когда Александр Грейам Белл, изобретатель телефона, предложил купить патент на своё изобретение компании Western Union за $100.000. Уильям Ортен, президент компании, обладавшей монополией на телеграф, отказался от предложения, не распознав коммерческого потенциала у этого изобретения. Он, конечно, глубоко ошибся и телефон быстро завоевал популярность, поселившись в каждом американском доме. Телефон стремительно вытеснил телеграф на обочину истории, выдавив и Western Union из телекоммуникационного рынка.
Как будущий кандидат в президенты США пытался купить Microsoft
Можете ли вы представить у руля Microsoft кого-то, кроме Билла Гейтса? Именно с его именем связывают успех и активное развитие компании в 1980-х и 1990-х гг. Однако всё могло пойти совершено другим чередом, если бы Росс Перо согласился дать свой положительный ответ на заманчивое предложение от Билла Гейтса. В 1979 году 23-х летний Билл вёл переговоры с влиятельным миллиардером о покупке своей компании за $50 млн, но последний счёл цену чрезмерно завышенной и отказался от предложения. Таким вот образом, ещё на долгие годы Билл остался вместе со своим детищем, формируя наше с вами представление о том, что такое компьютер и где пределы его возможностей.
С высоты лет, можно с уверенностью сказать, что умница Билл Гейтс сохранил и приумножил немало денег, выйдя тогда из переговоров по этой сделке.