Велокультура: нужно ли надевать шлем в обязательном порядке?
Узнай, как обезопасить себя и своих близких
Как показало недавнее исследование, велосипедный шлем не всегда обеспечивает должный уровень защиты головы райдера, ведь именно в голове рождается самая большая угроза безопасности на дороге - человеческая самоуверенность. Дело в том, что беспечное чувство надежной защиты, которое даёт дополнительная экипировка может привести к тому, что вы будете рисковать чаще, чем обычно.
Тим Гэмбл и Аян Уокер, учёные из Университета в Бате (University of Bath) задались целью изучить, как наличие шлема на голове велосипедиста влияет на формирование его оценки актуальной дорожной обстановки.
Они пригласили 80 добровольцев поучаствовать в этом эксперименте. Прежде, чем начать тесты, всех участников эксперимента заверили в том, что что цель исследования - определение координат взора посредством отслеживания движения глаз во время заезда.
Помимо этого, одной части участников предложили надеть шлемы, а другой - бейсбольные кепки. Никто из добровольных помощников не обратил внимания на неоднородность среди «головных уборов».
Учёным удалось провести несколько лабораторных тестов для определения уровня склонности к риску и острым ощущениям. Например, в одном из тестов предлагалось надуть на компьютере виртуальный воздушный шарик, и выиграть фиктивные деньги: чем больше человек надует шарик, тем больше денег ему достанется. Но если шарик лопался, то он ничего не получал.
Участники эксперимента, которые были в шлемах оказались более склонными идти на риск, что свидетельствовало об их уверенности в собственной безопасности. В свою очередь, те из добровольцев, кому раздали бейсбольные кепки не демонстрировали склонности к риску. Словом, защитная экипировка делала бесстрашными одних, а другие осторожничали, довольствуясь кепками.
Исследователи говорят, что обнаруженный ими психологический эффект может быть следствием социально обусловленной предрасположенности, которая приводит к тому, что люди на подсознательном уровне начинают ассоциировать надетый на голову шлем с чувством безопасности. Хотя результаты лабораторных тестов нельзя соотнести с реальными ситуациями на дороге, тем не менее они указывают на то, что дополнительная экипировка, призванная защитить человека от опасности может склонить райдера к осуществлению более рискованных манёвров.
Более того, экспериментальным путём доказано, что велосипедисты ведут себя боле осторожно, когда едут без шлема. Тут стоит сказать, что защитная экипировка влияет на поведение не только велосипедистов: исследование, проведенное в 2007 году показывает, что водители автомобилей отводят велосипедистам больше места для проезда в случае, если те едут без шлема. Другими словами, водители склонны пренебрегать безопасностью велосипедистов, если видят, что те потратились на шлем.
Между тем во многих странах активно обговаривается вопрос о целесообразности принятия законов, которые обязывали бы велолюбителей одевать шлемы во время поездок. Многим это не нравиться, ведь в законодательстве акцент сделан только на обязательном наличии шлемов, и куда меньше внимания уделяется предотвращению травматизма и смертности среди велосипедистов за счёт улучшения дорожной инфраструктуры.