Неизвестная Африка: самое большое минное поле в мире
Рай для туристов
Саудовское богатство и сомалийская нищета - такой разный континент. Он пестрит контрастами как бенгальский огонь на Новый год. Но война не похожа на салют. Точнее, не совсем.
Противопехотные мины - неотъемлемая часть почти всех вооруженных конфликтов. Пожалуй, это самая коварная и в то же время скучная составляющая «катаклизма локального характера».
Самое большое минное поле на Земле находится не в корейской демилитаризованной зоне, ангольских саваннах или афганских нагорьях.
«Пояс смерти» давно занесло песками в одной из самых безлюдных частей мира, забытой Богом и чертом Западной Сахаре.
И вообще, за пределами Африки немногие слышали об этой войне, об этой стране.
ООН классифицирует Западную Сахару как «частично признанное государство». Несмотря на это, две трети страны оккупированы Марокко.
Расположенная на западном побережье Африки - недалеко от Канарских островов, к югу от Марокко, к западу от Алжира, и к северу от Мавритании - малонаселенная Западная Сахара была испанской колонией до 1976 года, когда авантюрная выходка марокканского короля вынудила Испанию уйти из региона.
Король Марокко организовал так называемый «Зеленый марш». По его призыву двести тысяч марокканцев, среди которых были женщины и дети, вошли на территорию Западной Сахары, не встречая вооруженного сопротивления.
Участники «Зелёного марша» с портретом короля Хасана II. 1975 год.
После этого колонизаторы испанцы умыли руки. Западная часть бывшей колонии стала марокканской, а южная - мавританской. Поделили на двоих.
Однако не все аборигены согласились с этим, поскольку хотели провести референдум о самоопределении страны. Их лишили этого права.
После начала втооржения представители коренного народа - сахрави - тысячами бежали через границу в соседний Алжир.
А внутри страны недовольные основали военно-политическую организацию «Фронт ПОЛИСАРИО», после чего принялись за партизанскую войну. Попутно занимались государственным строительством на контролируемой ими территории, в духе панарабизма и международного социализма.
Сегодня основная часть бывшей испанской колонии - это часть Марокко. Тонкая полоска в пустыне на востоке страны - когда-то самопровозглашенная, а теперь частично признанная Сахарская Арабская Демократическая Республика.
На всех картах границы государства обозначаются пунктиром, показывая их условность.
Большая обочина
После успешной и, в общем-то, почти бескровной аннексии перед властями Марокко стал вопрос: как обезопасить свое приобретение от набегов воинствующих партизан с востока?
Их военные инженеры построили «Берму» - 2500-километровую систему оборонительных сооружений в пустыне. В общей сложности построены шесть крупных линий.
Основу каждого вала составляет песчано-гравийная насыпь высотой порядка трёх метров. Вдоль стен расположены минные поля, электрические заборы, ограждения из колючей проволоки и пулеметные посты.
До 1987-го, когда работы были закончены, строители дотянули нитку «Бермы» до южной границы с Мавританией.
Теперь все крупные поселения Западной Сахары, включая самый большой город Эль-Аюн, находятся за стеной.
Среди местных жителей «Берм» также известен как «Стена Хасана» - названный по имени короля Хасана II, который аннексировал большую часть того, что тогда называлось Испанской Сахарой.
Сегодня на границе с повстанческой республикой по-прежнему расквартированы 120,000 марокканских войск.
А к востоку от них находится маленькая и гордая страна, не имеющая выхода к морю.
Коричневой полосой обозначена марокканская стена «Берма».
Оранжевым цветом обозначена территория, контролируемая повстанцами.
Бежевым - зона марокканской оккупации.
Стена (вид с воздуха)
Марокканские солдаты на Стене
Жители Сахарской Республики демонстрируют марокканским пограничникам флаг своей страны
Пикап, или «Боевая тачанка» - главное оружие ПОЛИСАРИО
Танки ПОЛИСАРИО на параде (наши дни)
Танковая бригада ПОЛИСАРИО
Повстанцы отмечают 32-ю годовщину образования Сахарской Республики
Техника, захваченная у марокканских военных. Музей ПОЛИСАРИО.
Попытки урегулирования
«Свободная зона», образованная в 1991 году в рамках плана прекращения огня и мирного урегулирования между Марокко и «Фронтом ПОЛИСАРИО», таки позволила сахарским аборигенам по факту создать независимое государство.
Но переговоры по организации официального референдума зашли в тупик. Всё благодаря обструкции со стороны марокканских властей.
Чтобы пересечь «Берму» и попасть из повстанческой республики на контролируемую марокканцами территорию, нужно проехать контрольно-пропускной пункт.
Он находится недалеко от алжирского города Тиндуф, в котором также располагается офис Миссии ООН по референдуму в Западной Сахаре.
По словам журналистов издания Foreign Policy, Тиндуф является «чрезвычайно сложным регионом». Например, террористы из запрещенной в РФ организации «Аль-Каида в Исламском Магрибе» создали там, да и по всей Северной Африке «пояс нестабильности», который «представляет серьезную угрозу».
Эксперты и западные СМИ, в том числе The Washington Post, считают, что оперативники «Аль-Каиды» уже проникли на территорию Западной Сахары.
Там, в лагерях беженцев они вербуют безработную сахаровскую молодежь для участия в войне в Мали, Сирии, Ираке и других горячих точках.
Короче, в этой стране песчаных бурь отношения между миротворцами ООН, комбатантами из Фронта ПОЛИСАРИО, марокканскими солдатами и жителями лагерей для беженцев - ещё тот мексиканский сериал.
С конца 80-х годов военная ситуация для всех вовлеченных сторон оценивается как патовая. Растет разочарование среди беженцев. И только террористы из «Аль-Каиды» снимают сливки.
С этим нужно что-то делать.
Лагерь беженцев
Генсек ООН посещает лагерь беженцев в Рабуни, к югу от алжирского города Тиндуф.