Кочевники, охотники и собиратели используют кооперацию. Рассказываем почему
Социальный интерес
Эволюционная биология считает выживание делом наиболее приспособленных, а понимание удачных примеров внутривидового сотрудничества является ключом к разгадке этого феномена.
С древности мы участвуем в дорогостоящем и, порой, рискованном акте помощи ближнему, говорит психолог из Университета Пенсильвании Корн Апичелла.
Тем не менее, люди продолжают делать это в масштабах, не имеющих себе равных ни в одной другой группе в животном мире.
Попытки выяснить, почему люди стали кооперативным видом часто называют одной из величайших головоломок науки.
Мисс Апичелла и её докторанты Кристофер Смит и Томас Ларрукау отправились в Танзанию, где живет народность Хадза, чтобы изучить одну из последних оставшихся на Земле популяций кочевников, племя охотников и собирателей.
Шесть лет работы открыли удивительную модель выживания. Из года в год люди народа Хадза живут бок о бок с другими представителями своего племени, но всё не так просто, каким может показаться сначала.
Охота, шалаши и камни
У нас есть данные, что эти люди небольшими семьями живут на открытых местах, в африканской саванне, где на время охоты объединяются в группы, максимум до 15 человек. Охотой занимаются только мужчины, а собирательством - только женщины.
Охотничье оружие - лук. Наконечники большей частью - каменные, иногда выкованные из выменянного у «больших людей» железа.
Жилище, в котором хадза проводят большую часть года, - хижина из травы с каркасом из веток. Скопление таких укрытий формирует будто неолитическую стоянку. Это как машина времени, только лучше.
Состав таких групп непостоянен, по желанию их членов они могут объединяться или разделяться. Социальное расслоение - минимально, родственные термины могут распространяться на лиц, с которыми говорящий не состоит в фактическом родстве.Описывая их социальное устройство, можно сказать, что семьи хадза формируют небольшие группы, кочующие вместе. Обычно переход на новое место совершается раз в две недели, иногда в компании абсолютно новых людей.
По словам докторантов из Университета Пенсильвании, одна из целей их работы заключалась в том, чтобы выяснить, как незнакомые друг для друга люди, которые видят соседа, может, впервые в жизни, основываясь только на устном слове, делят между собой добычу и поддерживают стабильность внутри группы и её относительную целостность.
В теории люди ведут себя или как ответственные члены коллектива, или как индивидуальные собственники, при этом индивидуум тяготеет к той модели поведения, которую исповедуют большинство группы.
Было обнаружено, что уровень сотрудничества в прошлом не определяет его в будущем. Вместо этого склонность члена коллектива к сотрудничеству и готовность делиться зависит в значительной степени от того, как ведёт себя большинство внутри новой группы. Короче, если на новой стоянке все жадины, ты тоже ведешь себя соответственно.
Игра общественных благ
Люди меняются. Люди подстраиваются под окружение - бихевиоризм как он есть.
Данные, полученные после посещения 56 стоянок хадза в период между 2010 и 2016 годами, приводят к более глубинному пониманию этого аспекта человеческой биологии.
Четыре сотни взрослых хадза всех возрастов поучаствовали в эксперименте под названием «Игра общественных благ». Этот инструмент часто используется психологами, чтобы выяснить, в какой мере индивидуум готов внести вклад в общее благо группы в ущерб личной выгоде.
В западных странах игра общественных благ включает в себя деньги. Условия вроде как просты: каждый участник получает заданную сумму в долларах, скажем, 10 баксов, и право выбирать - пожертвовать или придержать.
Если человек, решает совершить толерантный акт, каждый доллар, который он внесет в общественный банк, утраиваются. Полученные три бакса в равных долях делятся между всеми участниками группы.
Не знаю как вы, но я лично считаю, что индивидуалисты, очевидно, обрекают свою группу на вымирание. Совсем непонятная для кочевников логика.
Когда «бушменам» объяснили правила игры и начался «матч», стало понятно, что общины, в которых люди плохо знают друг друга, они более расположены к социальной ответственности. Вместо денег психологи использовали более понятные аборигенам палочки с мёдом.
Также выяснилось, что для кочевника в соседе важно не сколько его желание делиться, сколько умение добывать и делать припасы. И хотя вся поступающая в лагерь еда распределяется между членами группы в равных долях, лентяи остаются голодными, потому что с ними никто не делится.
Работа, опубликованная в журнале Current Biology подчеркивают способность человека адаптироваться к различным социальным средам.