Как долететь и не стать поводом для печали?
Что происходит с нами во время полёта: пугающие воздействия на наш организм
Скажу прямо: люди, в общем-то, не вполне созданы для того, чтобы проводить несколько часов, упрятанными в какую-то дюралюминиевую капсулу, в которой поддерживается определённое давление, присутствует хитромудрая система циркуляции воздуха и обогрева салона. Вместе с сотнями других людей они находятся в ней на высоте в несколько тысяч метров над землёй. Тем не менее, это те пару-тройку часов, которые многие из нас проводят именно таким образом. Кроме того, добавьте к этому смену часовых поясов, бессонницу и тесноватые кресла. Некоторые летают чаще, кое-кто реже, но сути это не меняет. Каждый раз, когда мы садимся в самолёт, это настоящая пытка для нашего организма и это нужно понимать.
Ну так вот, что же на самом деле происходит с нами во время полёта? Что следует предпринять, чтобы избежать или по крайней мере, минимизировать негативное влияние факторов, сопутствующих всем без исключения воздушным путешествиям?
Один из главных негативных факторов во время долгих перелётов и дело тут вовсе не в том, что в салоне не разносят напитки. Принято считать, что комфортным уровнем влажности для нас является где-то 50%, однако влажность в салоне самолёта может составлять всего 10% и это уже не хорошо. Это реально суховато как для путешествия, стоимостью в несколько сотен долларов США. Даже в ливийской пустыне и то, куда больше влажности в воздухе. В некоторых случаях, такой уровень влажности может привести некоторых пассажиров к обезвоживанию, причём серьёзному. Согласно с данными всемирно известной, но абсолютно безызвестной для вас Клиники Мейо (Mayo Clinic), верными симптомами обезвоживания являются следующие «прелести»: сухость во рту, сухость кожи, глаз и слизистых оболочек. Кроме того, может наблюдаться головная боль, диарея, низкое количество мочи и жажда. В редких случаях кому-то не повезёт испытать низкое кровяное давление, учащённое сердцебиение или даже полноценную лихорадку. Пересушенные придаточные пазухи и слизистая оболочка носа, обусловленные обезвоживанием, делают пассажиров более подверженными всевозможным инфекциям. Можно сказать, что это хорошая новость для вируса Эбола. Чтобы избежать или как-то уменьшить проявление всех описанных выше симптомов, напейтесь чего-то побольше. Главное, чтобы это была вода, а не виски или водка из дьюти-фри. Алкоголь, кофе или чай обладают мочегонными свойствами, так что это не лучшая альтернатива обычной воде. Держитесь подальше от алкоголя на борту, ведь не все беды в самолёте от обезвоживания!
В норме давление в барабанной полости равно атмосферному. Проблемы возникают при нарушении выравнивания давления между полостью среднего уха и окружающей средой. При быстром подъеме вверх (в нашем увлекательном случае, при взлете самолета) давление в барабанной полости не успевает выровняться и становится выше атмосферного. При заходе самолета на посадку давление в среднем ухе периодами (до поступления по слуховой трубе очередной порции воздуха) оказывается ниже атмосферного. Поверьте, это может быть ужасным чувством, словно к вам в ухо попала вода и всё никак не хочет выходить обратно. Чтобы облегчить проявление этого эффекта и быстрее выровнять давление в ухе, Всемирная организация здравоохранения (та, что с голубеньким флагом и ещё бесполезные лекарства всяким разным правительствам «сплавляет») советует глотать, жевать или живописно зевнуть. Если это не поможет, то сразу же переходите к манёвру Вальсальвы. Поверьте, для выполнения этого манёвра, вам не потребуется оканчивать Академию Генштаба. Всё довольно просто. Манёвр заключается в попытке сделать сильный выдох при зажатом рте и носе и сомкнутых голосовых связках. Никогда не пугайтесь, главное верить, что это вам поможет. В крайнем случае, не поможет.
Перелёт может также отразится на том, как дышат клетки вашего тела, но прежде всего, это влияет на клетки мозга. На борту авиалайнера такое состояние может возникнуть при недостаточном содержании кислорода в окружающем воздухе. Думаю, что некоторым сильно умным людям не мешало бы потерять пару тысяч клеток мозга, чтобы они не считали себя умнее других. Ну да ладно. Со временем, недостаток кислорода может привести к сонливости, общей заторможенности, оглушённости, неспособности сконцентрировать внимание на чём-либо. Также могут дать о себе знать двигательные расстройства. Если вы чувствуете что-то из этого списка, не медлите и сразу же обращайтесь к красивой девушке в белой блузке и мини-юбке. Она поможет вам найти индивидуальный кислородный баллон. Вы подышите чистым кислородом и вам полегчает.
Причиной образования отеков ног во время путешествий как самолетами, так и автобусами или поездами, специалисты называют малоподвижность человека во время нахождения в транспортном средстве. Когда человек долго сидит, кровь собирается в ногах, ее отток замедляется, в результате чего и образуются отеки. Это то, как будто бы вы постепенно превращаетесь в Халка, а ваша обувь уже словно не ваша. В какой-то момент, вам даже может показаться. что это ботинки какого-то лилипута, а не ваша любимая пара просторнейших «лаптей». Дополнительной проблемой является то, что в эконом-классе весьма условное пространство между сиденьями, так что пассажиры нередко вынуждены сидеть в очень неудобных позах. То, что они бедные или экономные не даёт авиакомпаниям право так издеваться над ними. Однако никто не услышит скромного автора и не увеличит расстояние между креслами. Чтобы избежать отёчности в ногах во время полёта, вам следует носить компрессионные носки и почаще вставать со своего места, ходить по салону, наслаждаясь мягким ковролином под ногами. В случае, если вы ленивая задница, то можно не вставая из кресла, вытянуть ноги и размять их, дабы улучшить кровообращение.
Это довольно редкое заболевание, которое часто не оставляет выбора для тех, кто им страдает: лететь или не лететь? Такое состояние, характеризующиеся образованием тромбов в глубоких венах, чаще всего нижних конечностей. Согласно с данными Национального института сердца и крови (National Heart, Lung, and Blood Institute), тромб может заблокировать локальный кровоток в ноге или оторвавшись, привести к эмболии лёгких (закупорке сосудов) и дальнейшему летальному исходу. Используйте стягивающие чулки во время авиаперелётов, чтобы не «сыграть в ящик» раньше времени. В случае, если вы уже одеты в такие чулочки, но всё равно почувствовали тяжесть при дыхании, боль в груди, а ваши ноги опухли в чулках словно молочные сосиски, то вам прямиком в реанимобиль и побыстрее.
Согласитесь, лететь на высоте в 10,000 метров над землёй, это не одно и то же, что идти пешком или ехать на автомобиле по её поверхности. Это знает даже Рональд Макдональд и его малолетние именинники. Есть места, где радиационный фон всегда выше среднего. Это высокогорье, салоны и кабины самолетов. Например, перелёт из Нью-Йорка в Лос-Анджелес «подарит» пассажирам ⅓ эффективной дозы радиации, которую люди обычно получают во время рентгена грудной клетки. Такой уровень облучения вряд ли вызовет какие-либо серьёзные последствия для здоровья пассажиров, однако на вашем месте, я бы задумался идти ли в пилоты, стюарды или стюардессы, али нет.
Принято считать, что пересекая один часовой пояс, человеческому организму требуется один день, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Пожалуй, это куда больше, чем потребуется вам, чтобы привыкнуть к вкусу салата в меню самолёта. Чем дальше вы летите, тем больше часовых поясов преодолеваете на своём пути. На самом деле, нарушение биоритмов - это не просто милая бессонница. Частая смена поясности может иметь куда более существенное влияние на ваш организм. Она может вызывать усталость, головные боли, раздражительность, проблемы с пищеварением, тошноту и потерю аппетита. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что сравнится с этим могут только надзиратели Гуантанамо. Разве только им, а также некоторым авиалиниям по силам довести человека до такой кондиции. Лучший рецепт от этой хвори - достаточно спать до, во время и после полета. Это словно заснуть в платяном шкафу и проснутся в Нарнии. Лучшего варианта не придумать, чтобы избежать всего того, что описано чуть выше.