NASA X-Plane: Америка строит сверхзвуковой пассажирский самолёт
Преодолевая барьеры
Опыт эксплуатации пассажирских самолетов в сфере гражданской авиации показал, что оптимальная крейсерская скорость для воздушных судов этого типа - 800 км/ч.
Если скорость выше, то это уже сверхзвуковой полет со всеми вытекающими: прожорливые двигатели, плохая управляемость во время взлёта и посадки, аэродинамический нагрев конструкции.
Дозвуковой авиалайнер выполняет полет на высоте порядка 9,000 м над уровнем моря, в то время как его сверхзвуковой собрат способен «забраться» на 18,300 метров.
Шум и другой негатив, которым сопровождается движение сверхзвукового летательного аппарата - среди причин, по которым эти штуки вывели из эксплуатации в начале 2000-х гг.
И вот, похоже, подоспела реинкарнация «Конкорда».
Скоро всё может измениться.
Частно-государственное «Согласие»
NASA заявляет, что в августе этого года начнет принимать заявки от подрядчиков на строительство технического демонстратора.
Считай, опытный образец «в полный рост».
Новый прекрасный наследник «Конкорда» будет способен повторить достижения предшественника, но сделает это тише, дешевле и безопаснее.
По словам авторов проекта, шум от двигателей в салоне самолета и за его пределами будет как «шепот» форсированного V-8 представительского седана Mercedes-Benz.
«Их испортил финансовый вопрос»
В течение следующих пяти лет NASA планирует потратить 390 миллионов долларов США на создание летающей лаборатории, чтобы опробовать новые технологии, в том числе в небе над густонаселенными районами.
Шутка, конечно, ведь испытания пройдут в пустыне Невада.
Вероятно, хотят проверить бесшумность машины.
Деньги на постройку самолёта уже заложены в бюджетном проекте на 2018 год, который президент Трамп направил для обсуждения в Конгресс.
Лётно-технические характеристики самолета NASA X-Plane
Люди из правительственного агентства уверяют, что проект выходит на финишную прямую, потому что они уже «продули» габаритную модель самолёта в аэродинамической трубе.
Результаты испытаний говорят, что заявленные характеристики подтверждаются - время перелета из Нью-Йорка в Лос-Анджелес сократится вдвое (с шести часов до трёх).
Летающая лаборатория X-Plane будет иметь длину 30 метров, а ее кабина пилотов - одноместной.
Самолет оснастят одним турбовентиляторным двигателем семейства General Electric F404 с форсированной тягой.
По одной паре таких «малышей» устанавливаются на каждый боевой истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет».
Практический потолок полета - 16 км.
Зачем это нужно?
«В следующие десять лет увеличение пассажиропотока приведет к росту спроса на быстрые и экономичные самолеты», - говорит Питер Коэн (Peter Coen), руководитель Команды инженеров по созданию сверхзвукового авиалайнера (NASA Supersonic Flight Research).
После проведения испытаний NASA планирует поделиться наработками с американскими производителями самолетов: Lockheed Martin, General Dynamics и Boeing.
В программе также поучаствуют новички авиационной промышленности - стартап Boom Technology и компания Aerion Supersonic миллиардера Роберта Басса.
Последний в сотрудничестве с франко-немецким концерном Airbus создает сверхзвуковой бизнес-джет Aerion AS2 (на фото внизу).
«Сверхзвук» под санкциями в США
Очень вероятно, что фирма Lockheed Martin - приоритетный контрактор НАСА, потому что за ее плечами богатый опыт и не только.
Этот авиастроительный гигант помог государству создать дизайн компоновочной схемы сверхзвукового самолета.
Использовали компьютерное моделирование.
Lockheed совместно с NASA «прогнали» через компьютер различные модели компоновки будущего авиалайнера, чтобы понять, как та или иная форма фюзеляжа влияет на формирование опасной на земле ударной волны.
Звуковой удар возникает при обтекании корпуса воздушным потоком во время полета на сверхзвуковой скорости.
Чем больше самолёт и его скорость, чем меньше высота полета, тем ощутимее на земле звуковой удар.
Например, при проходе «тяжеловеса» на высоте 400-600 метров и скорости порядка 1400 км/час на земле в постройках будут выбиты все стёкла вместе с рамами, а люди порадуются полученной контузии.
Выходит, инженерам удалось найти оптимальное решение проблемы.
Напомню, что по причине ударной волны в 1973 году Федеральное управление гражданской авиации запретило полеты сверхзвуковых авиалайнеров над американской территорией на высотах ниже 12 км.
Тише, чем в лимузине Трампа
При создании самолета в NASA нацелены «выйти» на уровень шума от 60 до 65 децибел, говорит Питер Коэн.
Это примерно так же громко как гул автомобильного двигателя или шум посреди оживленной улицы.
Для сравнения: гул «Конкорда» оценивается в 90 децибел.
Что сказать, икона стиля.
Подытожим: NASA X-Plane - уровень шума как у заурядного коммерческого авиалайнера наших дней, но скорость в два раза выше.