«Льды плавучего континента»: история освоения Арктики
Когда выпасть на мороз - это нормально
С давних времен энтузиастов и ученых привлекают эти отдаленные земли, поэтому история освоения Арктики по-своему показательна.
Путешественники из разных стран, пробираясь сквозь вечные льды плавучего континента, старались достигнуть самой северной части Земли.
Многие из таких экспедиций заканчивались весьма трагично, но именно благодаря храбрым людям человечество обладает уникальными знаниями об этих удивительных местах.
Древняя история
Вспомним, что такое «Арктика».
Арктика - это регион в Северном полушарии, южная часть которого ограничена Северным полярным кругом.
Большая часть Арктики покрыта льдами Северного Ледовитого океана.
В наши дни к северу от этой широты находится несколько больших городов, самым крупным из которых является Мурманск.
Суммарно на заполярье проживает порядка 1,5 млн человек, большинство из которых - жители России.
Самой холодной точкой северного полушария является небольшой городок Верхоянск (Россия) с населением около 1000 человек.
Так, в 1885 году здесь зарегистрирована рекордно низкая температура −67,8 °C.
Согласно исследованиям археологов, первые люди поселились на островах Баренцева моря около 4000 лет назад.
Доподлинно известно, что русские поморы еще в 11 веке совершали выходы в Северный Ледовитый океан для промысла рыбы и освоения новых территорий.
Считается, что примерно в это время на архипелаге Шпицберген располагались первые поселение поморов.
Также в летописях упоминается о посещении арктических архипелагов викингами в 11-12 веках.
В 1600 году русскими поморами основан первый арктический посёлок Мангазея, который вскоре пришел в упадок и полностью исчез во второй половине 16 века.
Первой документально подтвержденной экспедицией в Арктику считается путешествие английских моряков во главе с Хью Уиллоби.
В 1553 году их корабль бросил якорь у берегов архипелага Новая Земля.
В 1596 году экспедиция во главе с голландцем Виллемом Баренцем обследовала и нанесла на карту большую часть островов Баренцева моря и Новой Земли.
В 1733-1742 годы действовала Великая Северная экспедиция, которая включала в себя семь отдельных отрядов.
Наибольший вклад в исследование северных земель внес отряд под руководством датчанина Витуса Беринга, который исследовал большую часть береговой черты Северного Ледовитого океана и островов Алеутской гряды.
Берингом также было доказано, что Аляска и Чукотский полуостров разделены широким проливом, который в будущем назовут в его честь.
До него более масштабных географических открытий арктических земель ни делал никто.
В период с 1820 по 1824 год экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля исследовала большую часть современных маршрутов Северного морского пути.
В 1873 году в ходе австрийско-венгерской экспедиции, длившейся несколько лет, открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа.
В 1926 году это земля стала российской территорией.
Новая эпоха
Абсолютной вехой в исследовании Арктики послужила постройка первого ледокола арктического класса «Ермак» в 1898 году.
Судно построили по личной инициативе русского адмирала Степана Макарова.
Годом позже «Ермак» отправился в свое первое путешествие: ледокол достигнул берегов архипелага Шпицберген.
Экипаж судна во главе с Макаровым провел обширную научную работу по изучению географии и климата Северного Ледовитого океана.
Следующим плодотворным исследованием Арктики стала гидрографическая экспедиция, которая проходила с 1910 по 1915 год на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач».
За этот время русские ученые исследовали район от мыса Дежнева до устья реки Лена.
Экипажи судов установили большое количество навигационных знаков, некоторые из которых работают по сегодняшний день.
Советские время
С 1923-1929 годы по указанию Ленина в Арктике оборудовано 19 гидрометеорологических радиостанций.
В это время Советский Союз становится крупнейшим исследователем северной заполярной территории.
Покорения Арктики не всегда совершалось на судах или упряжках.
Так, в апреле 1928 года итальянский исследователь Арктики Умберто Нобиле отправился в свое знаменитое путешествие на дирижабле «Италия».
Правда, знаменитым этот полет стал скорее из-за крушения, в результате которого два члена экипажа погибли и шесть пропали без вести.
Во время полета «Италия» достигла Северного полюса, но на обратном пути из-за плохих метеорологических условий и сильного обледенения дирижабль упал на лед с высоты 200 метров неподалеку от Шпицбергена.
Выжившим членам экипажа удалось подать сигнал бедствия по радио, которое чудом выбросило на берег вместе с мешками провизии.
К месту крушения сразу же направили несколько ледоколов из разных стран.
На поиски экипажа дирижабля отправились советские ледоколы «Малыгин» и «Красин».
К спасательным операциям также подключилась Швеция и Норвегия.
Первым к месту крушения пришёл ледокол «Красину».
На его палубу поднялись спасенные члены команды «Италии».
Злоключения «челюскинцев»
Еще один героический случай спасения в Арктике произошел в 1934 году.
Советский пароход «Челюскин» отправился в свое первое путешествие по Северному морскому пути.
Рейс судна проходил из порта «Мурманск» в порт «Владивосток».
В то время «Челюскин» был наиболее совершенным в техническом плане грузопассажирским судном, но природа оказалась сильнее: немного не достигнув пункта назначения, пароход застрял во льдах Чукотского моря.
В течение пяти месяцев судно дрейфовало под властью торосов, чтобы в итоге быть раздавленным льдами.
Но экипаж все же успел выйти на лед и взять с собой часть припасов.
Для спасения людей подключили 3 самолета советской авиации.
Спасательная операция продолжалась два месяца. За это время самолеты совершили 23 рейса и все моряки были спасены.
В 1937 году в СССР построили первую в мире гидрографическую станцию, что дрейфовала на большой льдинке.
В том же году был совершен легендарный беспосадочный полет самолета АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова по маршруту Москва-Северный полюс-Портленд.
Время атома
В 1957 году был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин», тем самым положено начало советскому атомному флоту.
Примечательно, что «Ленин» вообще первое в мире судно с атомной силовой установкой.
В настоящее время Россия - единственная страна в мире, имеющая флот атомных ледоколов.
Более 30 лет «Ленин» работал на маршрутах Северного морского пути, сопровождая торговые суда.
18 августа 2000 года в Баренцево море произошла трагедия - атомная подводная лодка «Курск» затонула, а весь экипаж погиб.
Наше время
В настоящее время ситуация с правовым регулированием Арктики очень неоднозначная.
Например, до сих пор остается нерешенным вопрос права владения подводного хребта Ломоносова между Россией, Канадой и Данией.
В будущем этот район может стать крупнейшим местом добычи полезных ископаемых.
Вообще, все территория Арктики является, возможно, крупнейшим месторождением нефти, поэтому многие страны ведут активную разведку месторождений «черного золота».
Также ведется активное изучение климата Арктики, в частности таяние и перемещение крупных ледников.
Впрочем, Арктика - не только богатая полезными ископаемыми территория, но и живописная природа, уникальный животный мир.
Например, плато Путорана считается одним из самых живописных мест на планете.
Его также называют «краем десяти тысяч озер».
Арктика - это девственная природа, куда практически не ступала нога человека.
Считается, что Остров Врангеля является крупнейшим в Арктике местом обитания белых медведей и моржей.
Также считается, что здесь дольше всего существовали мамонты, последние особи этого вида вымерли во времена правления Тутанхамона.
До сих пор в Арктике остаются неизученными несколько крупных архипелагов и, кто знает, может быть, в ближайшем будущем откроют ранее неизведанные земли.