Без моряка в голове
День, когда беспилотные «транспорты», груженные нефтью, углем и айфонами начнут бороздить моря - он приближаются быстрее, чем кажется.
Норвегия, Финляндия, Сингапур и Китай; много стран и компаний соревнуются между собой за право первыми сделать работающую систему беспилотных перевозок.
Но не ожидайте, что морские дроны будут ходить под американским или российским флагом. Соединенные Штаты и Россия не входят в число стран, где начинается революция в сфере коммерческого судоходства.
Норвегия
Верфь в Норвегии скоро начнёт строить уникальный корабль. В 2020 году, когда будет готово, 200-метровое судно спустят на воду.
На капитанском мостике нового супер-контейнеровоза, и даже внутри его машинного отделения не будет людей, зато там будет много литий-ионных батареек и пара мощных электродвигатлей.
Двигатели нужны для «полного электродвижения» (когда винт на всех режимах движения судна приводится в действие только электромотором).
Короче, «Тесла» размером с «Титаник».
Финляндия и всё такое
У дизельных двигателей сейчас большие неприятности. Революционный проект овладел «зелёными» умами. Бизнес-круги по всему свету задались вопросом: чем мы хуже норвежцев?
Например, транспортная компания из Финляндии стащила чужую идею и теперь рассматривает несколько прототипов на роль беспилотника, которым она перевооружит свой паромный флот.
Клёво.
Ещё пример: концепт «зеленого» сухогруза от британского конгломерата «Роллс-Ройс». Этот корабль, правда, обитаемый.
В то же время Китай выделил океанскую зону площадью 225 квадратных миль для тестирования «кораблей без экипажа».
Возьмём ещё немного на восток: в Японии судоходные компании объединились в консорциум, чтобы к 2025 году иметь пару сотен «грузовых кораблей на дистанционном управлении».
Очень в их стиле.
Мнения экспертов
Беспилотный контейнеровоз - это своего рода космическая гонка, считает юрист по морскому праву из вашингтонской фирмы Blank Rome. Новость стала полным сюрпризом для всех в отрасли, говорит он.
Получается, американские и российские судоходные операторы вне игры. Их флоты стареют на фоне роста конкурентов.
Кроме того, в Европе и Азии проще получить лицензию на испытания новой техники, чем, скажем, в России и Америке.
Тем не менее, США и Россия не пасут задних.
На самом деле, Америка считается одним из лидеров в области беспилотных технологий, но в основном это ограничивается военным применением. То же самое можно отнести к России, хотя она далеко не лидер.
Ранее в этом году военно-морской флот США испытал 40-метровый беспилотный корабль Sea Hunter, который может в течение нескольких месяцев нести службу, не заходя в порт.
Что касается России, она преуспела на земле: сейчас проходит испытания новейший робот-танк «Уран-9». Он вооружен 30-мм пушкой, четырьмя ракетами и пулеметом.
Теоретически машина может самостоятельно обнаруживать цели и поражать их. Но авторы разработки пока не рискуют поручить электронике самостоятельное распознавание целей.
Их можно понять.