Вездеходы, колеса и гусеницы
Пока весь мир занят каким-то значительным, казалось бы футболом, ученые придумали действительно странную вещь. Ням-ням! Let's go!
Парни из безумного научного крыла Пентагона, американского Агентства перспективных оборонных разработок сделали несколько революционных изобретений.
И это никакое не барахло!
«Колесогусеница»! Демонстратор технологии называется Ground X-Vehicle Technologies (GXV-T). Нам уже не терпится его увидеть.
Колесо может превращаться в гусеницу и наоборот. Трансформация происходит за пару секунд, при этом «Хаммеру» не нужно останавливаться. Такой вездеход хорошо пройдёт там, где другие пасуют. И дело в шляпе.
Авторами идеи являются люди из Университета Карнеги-Меллона. Им не привыкать. Демонстрация состоялась на Абердинском испытательном полигоне в этом мае.
Очень странный здоровяк
Мощь, защищённость и мобильность - это три слова, на которых стоит современная теория боевого применения. Да.
И действительно, машина должна обладать большой пушкой, чтобы разить врагов праведным гневом. Она должна иметь броню, чтобы держать удары. Ей нужна мобильность, чтобы быстро удалиться восвояси, когда дело запахло керосином.
За последние 30 лет броня, пушки и пулеметы достигли больших успехов. А вот мобильность продвинулась не сильно далеко.
Наземные боевые машины по-прежнему используют одну и ту же конфигурацию - только гусеничный или только колёсный ход. У каждого из двух подходов есть свои плюсы и минусы.
Гусеницы хорошо подходят для песка и пересечённой местности, а колеса позволяют быстро гонять по асфальтированной дороге.
Но что, если бы у вас были оба варианта одновременно? Приготовьтесь, что-то вот-вот случится.
Эмильен и такси
Перспективная программа исследований под шифром Reconfigurable Wheel Track (RWT) даёт ответ на все вопросы. Руками её специалистов создан набор колес, которые на ходу превращаются в гусеницы.
«Хамви» трансформируется в гусеничный вездеход, что улучшает сцепление с дорогой. Как известно в узких кругах, у тракторной гусеницы «пятно» контакта с покрытием явно получше автомобильного. А ещё такая система снижает давление на грунт, что улучшает проходимость на болоте и сыпучих поверхностях.
Кармагеддон
Колесогусеница - не единственная впечатляющая штука, которую нам показали в тот чудесный день.
Дяди в погонах в который раз подумали о судьбе водителей. Они озадачились тем, как неприятно, порой, ездить внутри броневика, и придумали новую автомобильную подвеску.
Интеллектуальная система Multi-Mode Extreme Travel Suspension (METS) помогает водителю получать хоть какое-то удовольствие от своей работы.
Подвеска амортизирует машину во время поездки по ухабистой местности, чтобы солдаты не чувствовали себя мешками с картошкой.
По сравнению с прежними моделями METS намного лучше регулирует амортизацию транспортного средства.
Не подкачай, сынок!
Еще одна технология, которая обещает серьезный успех - электродвигатель внутри колеса.
Система представляет собой 100-киловаттный двигатель в стандартном 20-дюймовом ободе. Там внутри размещаются три редуктора, отвечающие за передачи. Есть тормоз с жидкостным охлаждением и автоматическая система накачки шин - очень удобно при обстреле, когда в колесо прилетела пуля размером с боеголовку.
Кроме того, автомобилю с такой системой не нужен большой двигатель внутри бронированного корпуса. Это освобождает пространство в салоне для чего-то важного, или позволяет конструкторам уменьшить размеры боевой машины.
Обычно потеря единственного двигателя превращает броневик в хорошую неподвижную мишень. Но это не про нашего парня. Если один двигатель выходит из строя, остальные продолжают «толкать» транспортное средство к победе, или наоборот.
Новая прекрасная система, несомненно, очень сложная и дорогостоящая. Это просто мечта тыловика-снабженца! Но преимущества новинки настолько очевидны, что найдутся армии, которые её усыновят.
Справочка
Общая концепция программы Ground X-Vehicle Technologies предполагает изменить способы передвижения транспортных средств на поле боя.
Её главные задачи - вполовину уменьшить размер и вес транспортного средства, сократить экипаж на 50%, вдвое увеличить максимальную скорость автомобиля, обеспечить проходимость на всех типах местности и уменьшить способность противника обнаруживать транспортное средство на расстоянии.
Новаторская работа DARPA показывает, как будут выглядеть военные машины через 10-20 лет.