Conductive concrete: бетон, проводящий электричество поможет чистить дороги от снега
Безопасно ли это для пешеходов?
Представьте себе мир, в котором можно спокойно любоваться снегопадом, при этом не переживая, что на следующий день из-за снежных завалов вы не сможете добраться туда, куда вам нужно.
Стремление когда-нибудь увидеть такое будущее вдохновило Криса Тьюаня (Chris Tuan), профессора строительной механики из Университета Небраски-Линкольна (University of Nebraska, Lincoln) разработать формулу бетона, который сможет пропускать через себя достаточно мощный электрический заряд, тем самым нагреваясь в результате возникающего электрического сопротивления.
В состав бетонного раствора, который профессор разработал в рамках исследовательского проекта, финансируемого Федеральным управлением гражданской авиации США (Federal Aviation Administration) входят следующие игридиенты: песок, цемент, вода, отходы тяжелой промышленности (стальная стружка и гранулированный порошок угольного кокса). В качестве нагревательного тена выступает стальной арматурный каркас бетонной плиты. Благодаря этому на её поверхности распространяется тепло, от которого тает снег.
В Федеральном управлении гражданской авиации заинтересовалось разработкой американского инженера, ведь благодаря этой технологии взлётные полосы в аэропортах можно быстрее и эффективнее очищать от снега, а также предотвращать образование снежного покрова. Словом, возможно, в будущем рейсы не будут отменять из-за сильного снегопада.
Ещё одна сфера применения новой технологии - транспортная инфраструктура. Так, в 2003 году Тьюань вместе со своим коллегой-инженером Лим Нгуеном (Lim Nguyen) провёл испытания одной из первых версий изобретенного им материала: они установили 52 бетонные плиты на 50-метровом мосту, расположенном возле города Линкольн.
Результаты эксперимента, который длился пять лет, оказались более чем удовлетворительными: даже в большой мороз снег таял, едва коснувшись их поверхности, при этом затраты на эксплуатацию таких плит меньше, чем расходы на соль, зарплаты водителям и топливо для снегоуборочных машин.
В настоящее время, чтобы сделать плиты более дешёвыми в производстве, Тьюань работает над усовершенствованием формулы бетона, пытаясь заменить некоторые дорогостоящие ингредиенты более недорогими аналогами.
За последние десять лет ему удалось в два раза снизить себестоимость одной плиты, но пока что производство обычного бетона всё ровно обходиться дешевле. Тем не менее, инженер считает, что применение новой технологии с лихвой окупит себя на таких стратегически важных участках дорог: перекрестках и подъемах, а также на тех участках, где существует большой риск аварий во время снегопада.
Тьюань также надеется, что после того, как до конца 2016-го новинка успешно пройдёт испытания в условиях реальной эксплуатации в одном из американских аэропортов, то новый материал займёт достойное место на рынке, потеснив традиционный железобетон.