«Хонда» идёт на взлёт: HA-420 HondaJet - первый самолёт в истории автомобильной компании
Летающий «Приус»
Когда идешь по «взлетке», чтобы подняться на борт нового самолета, не хочется думать о текущих проблемах команды «Honda» в Формуле-1, причина которых - ненадежность двигателей гоночных болидов.
Или о том, что доверяешь компании, которая делает довольно приличные газонокосилки, поднять тебя в небо на высоту 10 тысяч метров.
Как бы там ни было, с начала 2000-х годов японский гигант ищет себя в сфере авиастроения.
HondaJet - амбициозный проект, призванный открыть для успешной японской компании новые сферы деятельности и рынки сбыта, прежде всего американский.
Именно здесь, в штате Северная Каролина компания построила 2 завода по сборке самолетов. Honda инвестировала миллиарды долларов в новое дело.
Благодаря этому центру появились две тысяч новых рабочих мест, что очень важно для экономики региона.
Японцы вполне рассчитывают потеснить традиционных игроков в сегменте небольших коммерческих самолётов: авиастроительные фирмы Lear, Gulfstream и Dassault.
Лётно-техническое характеристики HondaJet HA-420
Эта «пташка» меньше и легче конкурентов. В отличии от своих одноклассников может управляться одним пилотом. Имеет лучшую аэродинамику. Машина характеризуется высокой топливной экономичностью.
Хотя HondaJet довольно тяжёлый, чтобы считаться сверхлегким самолетом (VLJ) - его максимальный взлетный вес превышает пять тонн - он близок к дешевым «Сесснам» по части эксплуатационных расходов.
Впрочем, он по-прежнему является реактивным самолетом с экипажем, который хочет получать на уровне пилотов бизнес-джетов.
Самолет с четырьмя людьми на борту способен пролететь 2253 км. Если нужно дальше, придётся сесть и совершить дозаправку.
Скороподъёмность HondaJet, т.е. его возможность набрать высоту потрясает - всего за минуту вертикального полета самолет достигает 6 км над уровнем моря.
Большие пассажирские авиалайнеры обычно поднимаются вполовину медленнее.
Такую мощность обеспечивают два турбовентиляторных двигателя GE Honda HF120, каждый из которых выдает 929 кг тяги.
Фюзеляж изготовлен из углеродного волокна и алюминия. Honda говорит, что по желанию клиента, его длину можно увеличить.
В стандартной конфигурации в салоне могут разместиться семь пассажиров.
При скорости 643 км/ч HondaJet сжигает около 624 литров керосина на 1,110 км (порядка 4 л на каждые 6,5 км).
Это же летающий «Приус»!
Для сравнения: Cessna 150 - небольшой, одномоторный, доступный по цене самолет при скорости 160 км/ч расходует 4 литра топлива на 30 км пути.
Максимальный потолок HondaJet - 13,106 м. В маленьком самолете есть большие окна, чтобы пассажиры могли наслаждаться янтарным закатом с такой высоты.
В отличие от коммерческого лайнера с крыльями, которые при взлёте или посадке заметно «играют» на ветру, горизонтальные плоскости HondaJet выполнены очень жесткими - как гигантские зубочистки они воткнуты в фюзеляж, чтобы сделать самолёт надёжным при экстремальных режимах полета.
Колыбельная тишины
Когда летишь на HA-420 HondaJet, в салоне тихо. Может быть, не так, как дома в спальной, но тише, чем в обычном авиалайнере.
Этого удалось достичь благодаря аэродинамике - «уткообразная» носовая оконечность формирует ламинарный поток набегающего воздуха, без турбулентности.
На тишину также работают пилоны подвески двигателя, которые имеют необычную конфигурацию как для самолета этого класса.
Гондолы моторов крепятся к крылу по вертикальной оси (обычно по горизонтальной).
Этим достигается лучшая звукоизоляция салона.
Вертикальные подвески двигателя - уникальная «фишка» Honda.
Под палубой салона имеется грузовой отсек объемом 1,6 куб/м. В носу есть еще один небольшой «багажник».
Невероятно тихий самолет как для людей на земле, так и для своих пассажиров.
Рождённый летать
Honda давно мечтает взмыть в бездонное небо. Всё началось в конце 1980-х годов, когда американское отделение японской фирмы совместно с Университетом штата Миссисиппи построило экспериментальный и скоростной самолёт MH02.
Он был летающей лабораторией, на которой отрабатывались варианты аэродинамической компоновки, схемы размещения двигателей и проводились материаловедческие эксперименты.
Прототип совершил первый полёт в 1993 году, за 10 лет до нашего сегодняшнего героя.
Пройдет еще десять лет, прежде чем появится HondaJet. Это случится в 2003-м.
Пару лет назад завершилась долгая дорога проектирования и летных испытаний - модель получила «зеленый свет» от регуляторов на эксплуатацию.
Цена вопроса
Цены на двухмоторный HondaJet начинаются с $4,900,000 и держать его в воздухе - тоже инвестиция.
Эксплуатационные издержки содержат массу переменных, но, по оценкам специалистов, эксплуатация HondaJet составляет чуть более $1000 в час (включая техническое обслуживание, топливо, амортизацию и другие расходы).
Самолет завершил американскую сертификацию в декабре 2015 года.
Завод в Гринсборо, штат Северная Каролина, способен выпускать от 80 до 100 машин в год. В компании говорят, что спрос опережает предложение, некоторым образом.
Около половины проданных самолетов находятся в личном пользовании. Считай, кто-то будто бы купил машину. Остальная часть - корпоративные заказы.
Начинающий пилотам
Пятитонный самолёт - не совсем бизнес-джет. Для многих это проходной билет в мир настоящей авиации, точнее возможность «спрыгнуть» с винтовой «Сессны» на реактивный самолёт.
Чтобы получить лётный сертификат типа HJ, пилоты проводят две недели на симуляторе Honda в кампусе Гринсборо, и еще несколько дней осваивают «стеклянную кабину» типа Garmin G3000.
Ее пять сенсорных экранов, включая три 14,1-дюймовых основных и два меньших, 5,7-дюймовых дисплеев служат средством отображения всей полетной информации. Она необходима для управления воздушным судном.
Основные приборы по-старинке могут дублироваться аналоговым оборудованием, но тут нет и его. В общем, кнопок и стрелочных индикаторов совсем мало.