Zunum Aero: идея создания реактивного самолета на электротяге
Без пыли и шума
Стартап, за которым стоят такие инвестиционные монстры как Boeing HorizonX и Jet Blue Technology Ventures, продолжает идти своей дорогой.
На днях молодая компания представила более четкое видение того, как она намерена встряхнуть мир гражданской авиации.
На суд критики предложили 12-местный пассажирский самолет для местных авиалиний. Но это не главное.
Пожалуй, самая необычная деталь - это не просто реактивный, а самолет с гибридной силовой установкой (как «Тойота Приус», только летает).
«Пташка», как надеются ее создатели, будет готова совершить полет уже скоро.
В настоящее время в коммерческой эксплуатации нет воздушных судов на электротяге. И даже с гибридным мотором - нет.
Для работы авиадвигателя требуется невероятное количество энергии.
В наши дни нет такого аккумулятора, который мог бы вместить нужный объем. Да так, чтобы сохранить приемлемое соотношение емкости батареи и ее веса (очень обязательное условие, когда хочется полетать).
Большинство экспертов убеждены, что пройдут годы, если не десятилетия, прежде чем топливные элементы станут соответствовать этим требованиям.
В общем, когда Zunum Aero говорит, что через 5 лет будет готова поднять в воздух пассажирский самолет с электродвигателем, это очень нескромно.
Однако в конструкторском бюро убеждены, что электротяга поможет им успешно преодолеть финишную черту.
Летно-технические характеристики самолета Zunum Aero
Техническое задание звучит так: «к 2022 году построить гибридный самолет с практической дальностью 1100 км».
Похоже, имеется ввиду самолет с максимальной коммерческой нагрузкой, т.е. с пассажирами и грузом на борту, не пустой «борт».
12-местные самолеты будут иметь крейсерскую скорость 579 км/ч. Практический потолок: 7620 м. Длина разбега: 670 м.
Эксплуатационные расходы: 8 центов США на 1 пассажира за 1 км пути. Гибридные двигатели должны обеспечить 80-процентное сокращение вредных выбросов и шума.
Если все пойдет гладко, к 2030 году должна появится улучшенная модификация - ближнемагистральный авиалайнер, который будет способен пролететь 1600 км без необходимости приземлятся для дозаправки.
Основная идея - удешевить стоимость полетов, снизить выбросы в атмосферу и уменьшить шум от работы двигателей.
Мнения заинтересованных сторон
Как сказал главный конструктор фирмы Zunum Aero, турбовентиляторные двигатели эффективны, когда они большие и высоко. Но использовать их самолетах местных авиалиний - не очень круто.
В подтверждение своих слов он привел факт: стоимость 1 часа полета на расстояние до 800 км, как правило, в два-три раза выше, чем то же время в пути на дальних рейсах.
По этой причине закрылись десятки, если не сотни небольших аэропортов по всей Америке.
Как видим, некоторая деградация местного авиасообщения - не только российская, но и американская проблема.
Zunum Aero стремится повернуть всё вспять: сделать местные авиалинии рентабельными и, следовательно, привлекательными для крупных перевозчиков.