«Краш-тест для Volvo»: 90 лет истории автомобильной безопасности
Прошлое и настоящее
В этом году Volvo отпраздновала свое 90-летие.
Если о достижениях BMW, Ford или Mercedes-Benz знают многие, то о тернистой, но в то же время увлекательной истории шведской компании известно не каждому.
Почти за век Volvo смогла создать и внедрить много передовых технологий в области автомобильной промышленности.
Однако с самого первого дня основания и до настоящего времени главной задачей компании остается создание максимально безопасного автомобиля.
Именно в этой сфере Volvo сумела добиться наибольших успехов и обрести мировую известность.
Начало всего
История концерна Volvo берет свое начало в 1927 году. Тогда фирма была подразделением корпорации SKF.
Главным управляющим компании стал известный промышленник Ассар Габриэльссон, а ведущим инженером - Густав Ларсон.
Спустя восемь лет Габриэльссон выкупил у SKF права на бренд, поэтому Volvo стала полностью независимой.
На конференции в честь открытия предприятия, руководство заявило, что с сегодняшнего дня и до конца главным принципом компании будет оставаться безопасность дорожного движения.
В день официального основания Volvo, 14 апреля 1927 года выпустили первое детище компании - кабриолет ÖV 4, широко известный в народе как «Яков».
Лобовое стекло «Якова» было изготовлено из закаленного материала. До Volvo этого никто не делал, а после другие производители начали устанавливать закаленные стекла в свои автомобили.
4-цилиндровый 2-литровый двигатель выдавал мощность в 28 л.с., а максимальная скорость автомобиля составляла примерно 90 км/ч.
Разработку шасси и ходовой части автомобиля поручили инженеру, который долгое время конструировал американские автомобили и позаимствовал от них многие технические решения.
Несмотря на высокие технические характеристики и качество сборки, первый автомобиль Volvo не пользовался успехом, потому что Швеция - северная страна, где кабриолет - не самый подходящий автомобиль.
Но компания быстро вышла из этой ситуации: в 1928 году из завода выкатили закрытый седан PV 4.
Он обрел намного большую популярность у покупателей, чем первая модель.
По фотографиям ранних моделей можно заметить, что диагональная линия на радиаторе была неотъемлемой частью эмблемы, которая вместе с символом «марс» символизировала сталь - надежную и прочную.
В 1930 году парламент Великобритании утвердил закон об установки на все новые английские автомобили «триплекса» - многослойного стекла с пленкой.
Этому примеру последовали многие автопроизводители, в том числе не британские, но Volvo пошла дальше.
В 1944 году компания представила автомобиль, который помимо триплекса также был оснащен каркасом безопасности, который в то время устанавливали только в гоночные спорткары.
Естественно, новая разработка завоевала большой интерес у публики.
Ремни безопасности
В 1959 году Volvo сделала наиболее значимое изобретение в сфере автобезопасности.
На серийном автомобиле Volvo PV 544 впервые установили трехточечный ремень безопасности, разработанный шведским инженером Нильсом Болином.
Вообще, первый ремень безопасности в 1885 году запатентовал Джордж Кейли.
Он применялся в авиации.
Однако в автомобилестроении вплоть до середины 20-го столетия ситуация складывалась несколько иначе.
Во-первых, ремни безопасности не устанавливались в новых автомобилях и были только опцией за дополнительную плату.
Во-вторых, существующие в те годы модели ремней были либо многоточечными, как на гоночных автомобилях, либо двухточечными, как в самолетах.
Проще говоря, такие ремни могли спасти водителя от вылета через стекло, а вот от ударов головой о приборную панель, нет.
Ситуация в корне изменилась, когда Нильс Болин создал трехточечный ремень (какой устанавливается в большинстве современных автомобилей).
Для этого инженеру понадобился год расчетов и многие часы испытаний.
В рамках исследования Болин изучил порядка 28,000 отчетов об автомобильных авариях.
Трехточечный ремень безопасности изобрели в 1959-м, но закон об обязательной его установке на всех новых серийных автомобилях вышел только в 1970 году.
Вклад Volvo в безопасность перевозки детей
В это сложно поверить, но до начала 1960-х годов не было никаких правил по перевозке детей в автомобиле, а детские кресла вообще не считались средством безопасности.
В те годы такие кресла использовались, чтобы поднять ребенка до уровня глаз взрослого человека.
Так, чтобы взрослый мог наблюдать за ребёнком.
Впервые на эту проблему обратил внимание британский инженер Джин Эймс, который в 1962 году предложил использовать детские кресла именно в целях безопасности.
Спустя два года шведская компания впервые провела краш-тест детских сидений безопасности и стала их использовать на серийных автомобилях.
Комбинирование технологий
Volvo не только создавала новые технологии, но и активно комбинировала существующие разработки в сфере автомобильной безопасности.
Еще в 1970-х годах Volvo была единственной компанией, которая умело совмещала в своей продукции современные наработки.
Так, на моделях Volvo сорокалетней давности уже применялись: центральный замок, датчики столкновения, рулевые колонки с рассчитанным значением деформации и многое другое.
Эта концепция применяется в компании до сих пор. За счет этого автомобили Volvo остаются наиболее безопасными среди конкурентов.
Пассивные системы безопасности
Для рядового автолюбителя система безопасности автомобиля ограничивается, по крайней мере, двумя компонентами: подушками и ремнями безопасности.
Но этого недостаточно для того, чтобы создать максимально безопасное транспортное средство.
Дело в том, что только в редких случаях столкновение происходит прямо в лоб, поэтому салон автомобиля необходимо оборудовать дополнительными устройствами и системами.
И снова шведы стали лидерами: Volvo использовала как чужие технологии, так и собственные наработки.
Например, в 1998 году на седане S80 впервые стала применяться новинка - надувные занавески для защиты водителя и пассажиров при боковом ударе.
В том же году Volvo разработала инновационные подголовники WHIPS. Они позволяют избежать смещения шейных позвонков при аварии.
Еще одно важное изобретение - новая подушка безопасности для пешеходов, которую в 2012 году стали серийно устанавливать на модель V40.
Благодаря этому изобретению автомобиль получил наивысший бал во многих рейтингах по безопасности движения.
Настоящее время
Шли годы, менялись руководители компании, создавались новые технологии, но до сих пор Volvo неизменно остается лидером в сфере безопасности.
Особенно много инновационных разработок сделано после 2000-х годов.
Ежегодно компания представляет несколько новых систем безопасности.
Например, в 2016 году публике показали две системы: Slippery Road Alert и Hazard Light Alert, которые отвечают за информирование водителя о дорожной обстановке.
Системы работают по принципу облачных технологий, формируя единую сеть для обмена актуальной дорожной информацией между автомобилями.